Наш адрес: Ростовскаяобласть, г. Таганрог ул.Дзержинского, 154-6
(8634) 36 46 01
Лицензия № ЛО-61-01-001709
Структура мозга зависит от грамотности
Медицина -
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
07.11.2009 09:12
https://www.upsidedownorganization.org
Обучение умению читать и писать изменяет структуру мозга, увеличивая
плотность серого и белого вещества в некоторых его отделах. Об этом
заявляют авторы исследования, опубликованного в журнале Nature,
сообщает NEWSme.
Мануел Каррерас из Баскского центра по изучению сознания, мозга
и языка и его коллеги из Колумбии и Великобритании сумели впервые
изучить эффект, который оказывает грамотность на человеческий мозг.
Исследование проводилось на группе колумбийских партизан, обучившихся
грамоте только по достижении зрелого возраста.
До сих пор ученые не могли выявить области мозга, отвечающие
за умение читать и писать, так как большая часть людей уже обладает
этими навыками в зрелом возрасте, а дети для целей исследования
не подходят, так как кроме грамоты они одновременно обучаются сразу
многим умениям.
В своей работе ученые сравнили томограммы головного мозга, сделанные
с помощью метода функциональной магнеторезонансной томографии, у 20
бывших партизан, прошедших курс обучения грамоте, и 26 партизан,
которым освоить грамоту еще только предстояло. Таким образом ученые
обнаружили области мозга, вовлеченные в процесс чтения.
Области, отвечающие за грамотность, оказались сконцентрированы
в нескольких областях левого полушария мозга. Плотность серого
вещества, отвечающего за «обработку» информации, оказалась увеличенной
после обучения чтению в областях, уже выявленных учеными прежде как
области, отвечающие за распознавание букв, их преобразование в звуки
и осмысленные слова и фразы.
Кроме того, ученые обнаружили, что плотность белого вещества,
отвечающего за связь между этими долями, тоже возрастает по мере
обучения грамоте.Особенно сильно увеличились «контакты», приходящие
и исходящие из угловой извилины. В течение 150 лет ученые знали, что
эта область мозга каким-то образом связана с грамотностью, однако
установить ее точную функцию за полтора века никто не смог.
Редко встретишь подчиненного,
не стремящегося со временем занять место своего начальника. Однако
наряду с кажущимися привилегиями в виде властных полномочий, высокой
зарплаты и отдельного кабинета жизнь руководителя полна подводных
камней, большинство из которых делают ее не такой уж сладкой. Ученые из
Университета Торонто установили, что люди, наделенные властью, уже
через несколько лет руководства начинают испытывать серьезные проблемы
с физическим и психическим здоровьем, пишет РБК daily.
На первом месте среди болезней руководителей стоит язва желудка,
которую еще называют "нервная" язва. Ее возникновение напрямую зависит
от высокого уровня стресса. Так, при постоянном напряжении все мышцы, в
том числе и желудок, начинают резко сокращаться. В желудок тут же
выбрасывается кислота, которая разъедает его стенки, так что за
считанные дни, проведенные на нервах, можно без труда заработать язву
желудка. Работа желудка напрямую зависит от эмоционального фона
человека. Язва желудка возникает у тех, кто воспринимает себя как
объект агрессии, что для начальника не редкость. Психологи заметили,
что общий уровень отрицательного отношения к миру у язвенников очень
высок. Люди, страдающие от болезней желудка, — категоричные
консерваторы. Поэтому лучший способ избавиться от проблем с желудком —
это не критиковать себя и других людей и научиться доверять окружающим.
Не менее частым расстройством, наблюдаемым у боссов, являются болезни
сердечно-сосудистой системы — ишемия и гипертония. Психосоматический
смысл гипертонии связан с давлением обязательств. Гипертония появляется
у тех, кто обременен грузом забот и ответственности за других людей и
при этом не может смириться, что не все проблемы можно решить своими
силами. Кроме того, повышенное давление проявляется у трудоголиков,
крутящихся как белка в колесе.
Недавно встретила в Ленинке одну свою подружку, с которой познакомилась еще будучи первокурсницей. Страшно подумать: с тех пор прошло уже девять лет! А это прежде всего – "экспириенс", существенно обновляющий личность… Но кое в чем мы остались верны себе: я вот не могу избавиться от приобретенной еще в глубоком детстве дурной привычки читать как пылесос (что и привело меня в читальный зал), а моя знакомая по-прежнему учится на журфаке. В данный момент на четвертом курсе. И это прогресс! Поступая уже дважды, она дотягивала максимум до второго…
Стоит оговориться, что у Лены были весьма серьезные основания
(состояние здоровья) для прерывания обучения, поскольку в
противоположном случае ей просто не удалось бы связать свою судьбу с
факультетом на столь длительный срок, отчисляясь и поступая вновь и
вновь. Для того чтобы отчислиться с журфака, поговаривают, в прежние
годы нужно было… ну, скажем, забить косяк напротив деканата. То есть,
понимаете, отчисление было "выдающимся достижением". Постараться надо
было или чтоб "повезло".
Сидели мы в кафешке, пили капучино, вспоминали молодые годы. Самым
незабываемым для меня был случай, когда на зачете пропала моя зачетная
книжка и преподавательница отказалась принимать у меня зачет… Зачетка в
итоге обнаружилась (ее по недосмотру отдали другому человеку), но от
пересдачи избавиться мне не удалось, что меня крайне возмутило: в
случившемся не было никакой моей вины! Выслушивая живописания моих
прошлых бедствий, моя собеседница становилась все мрачнее и мрачнее и в
конце концов озадачила меня признанием:
- Этой зимой нас постигла сессия
нового образца. Если ты не знаешь, что это такое, могу вкратце
изъяснить: что-то не сдал в зачетную – тебя не допускают к
экзаменационной, на экзамены – только со своей группой и не больше двух
пересдач!
В моей памяти всплыли картины после выпускного: я в боксерских перчатках (а это символично) демонстрирую как вещественное доказательство свой "синий" диплом друзьям, которые охают, ахают, качают головами и почти не верят своим глазам: какое чудо, что со своим складом психики я все-таки доучилась до пятого курса!
Без жены даже предки обходились, но смысл в ней видели большой. В
низком смысле: женат ты или нет, а грешить запрещалось. Ну, в крайнем
случае, молодняк мог пошалить перед свадьбой.
Лично мне нравится история князя Бориса Куракина и Анны, сестрёнки жены
царя Петра. Парню было 16, ей – 14, когда весь Двор собрался на их
помолвку. Обрисовав сие торжество, будущий крупный дипломат приписал:
"А мы с Аннушкой уже год как муж с женой жили". Вот вам и тёмные
предки, вот и "теремное заточение"!
Историям с "девками" несть числа. "Домострой" смиренного попа Сильвестра сразу сообщает счастливому папаше две вещи о дочерях. Первое, их нельзя бить (а мальчиков – очень даже нужно!). Второе – надо строго воспитывать, чтобы дочурка: а) не проявила свою волю к утрате девства; и б) не осрамила тебя перед множеством народа. Зато если умудришься отдать дочь замуж "без порока – великое дело совершишь и посреди собора похвалишься"! – Ещё в XVI веке предки припухали от сложности такой задачи.
Так что указание на манеры поведения при выборе жены – гнилая отмазка. Нормы – были, но могли – все.
Если говорить серьёзно, нравы предков были едва ли не веселее, чем у нас. Идея с девственностью вообще с трудом укладывалась в их головах: образ невесты в целлофане, эдакого нераспечатанного продукта, целиком принадлежит буржуазным отношениям. А с ними на Руси было туго. Попы старались, но не могли внятно разъяснить согражданам, почему выбирать невесту на смотринах (когда под длинным платьем её норовили на табурет поставить) – хорошо, а веселясь голыми на пленэре, например, на Ивана Купалу, – плохо. И почему неправильно сначала "обойти вокруг куста", а затем – вокруг алтаря.
Время, проведенное в
интернете, благоприятно сказывается на мозговой деятельности пожилых
людей. К такому выводу пришли ученые из Университета Калифорнии (шт.
Лос-Анджелес), пишет utro.ru.
В рамках исследования профессор неврологии Гэри Смол и его коллеги
работали с 24 мужчинами и женщинами в возрасте от 55 до 78 лет.
Половина из них активно пользовалась интернетом, тогда как остальные
практически не имели навыков общения с глобальной паутиной.
В начале исследования каждому из испытуемых предлагали поискать
что-нибудь в Сети. Во время выполнения этой нетрудной операции мозг
каждого из подопытных подвергался сканированию. После первоначальной
проверки каждому из участников эксперимента предложили отправиться
домой, сопроводив мужчин и женщин специальными интернет-заданиями,
которые те должны были выполнять дома. После двух недель домашних
посиделок на просторах всемирной паутины испытуемые вернулись на
повторное сканирование. Им снова дали задание на поиск в виртуальном
пространстве, и снова составили для каждого карту данных о работе мозга
во время теста. Результаты были удивительными: буквально за 14 дней у
каждого из испытуемых стали лучше работать отделы мозга, отвечающие за
речь, чтение, память и даже зрение.
Тина Муди, коллега профессора Смола, считает, что интернет имеет такую
целебную силу за счет своей многозадачности. Когда человека просят
найти что-нибудь в интернете, он сталкивается с необходимостью
задействовать сразу несколько участков головного мозга. Сначала нужно
сформулировать поисковый запрос, затем проанализировать найденную
информацию, выбрать из полученного наиболее удовлетворительные
результаты, запомнить их и передать эти сведения тому, кто нуждался в
вашем поиске. Именно эта многозадачность, по мнению ученого, позволяет
держать голову в тонусе и противостоять приходящим с возрастом
признакам старческого маразма и слабоумия.
Американские ученые, проведя
исследование, пришли к выводу, что у агрессивного начальника есть повод
так проявлять себя. Психологи считают, что босс будет намеренно
вымещать агрессию на подчиненных, если он вынужден скрывать свой
комплекс неполноценности.
Социальный психолог из Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе
Натаниель Фаст и Серена Чен из Университета Калифорнии в Беркли
опросили 90 мужчин и женщин об их склонности к агрессии и степени их
компетентности.
Самыми агрессивными оказались люди, занимающие высокие посты и в то же время не уверенные в своей компетентности, пишет InoPressa со ссылкой на New Scientist.
Чтобы доказать свою гипотезу, психологи провели ряд экспериментов.
Респондентам предложили описать ситуацию, в которой они чувствовали
себя властными или беспомощными, после чего нужно было оценить степень
своей компетентности в этих ситуациях.
Затем участники эксперимента должны были выбрать наказание для
студентов за неправильный ответ в виде сигнала - от скромных 10 децибел
до оглушительных 130 децибел. Некомпетентные, но властные боссы
выбирали наказание в виде 70 децибел. Средние же результаты тех, кто
ощущал себя на своем месте, а также некомпетентных и не обладающих
властью были от 55 до 62 децибел.
Психологи после эксперимента пытались откорректировать поведение
агрессивных боссов, и у них это получалось. В реальности же,
констатируют ученые, такие лидеры окружают себя подчиненными, которые
будут подобострастно им поддакивать.
Ещё лет 10 назад трудно было представить ситуацию, когда друзья, придя в кафе, сидят упершись взглядом в мерцающие мониторы своих компьютеров, вместо того, чтобы увлечённо болтать о делах житейских. Сегодня на дверях многих кафе можно найти значок беспроводного доступа к интернет, а за столиками посетителей в обнимку с ноутбуками и смартфонами.
Всемирная паутина проникла в нашу жизнь практически на всех её уровнях.
Никакая работа не обходится хотя бы без переписки по электронной почте.
Поиск необходимой информации начинается с интернет-поисковиков. Общение
с друзьями надёжно перекочевало на виртуальные страницы, и даже
интимные увлечения нашли свою нишу.
Так что же делать во всём этом лабиринте информации, если хочется отвлечься от работы? Конечно же, развлекаться. И найти интересные моменты может любой, даже тот, кто плохо общается с современными технологиями.
Итак, во-первых, популярные сегодня социальные сети, выбор среди
которых достаточно разнообразен. И не смотря на то, что многие
работодатели сознательно блокируют эти страницы, сотрудники ищут
обходные пути, чтобы посмотреть, как проходит жизнь одноклассников или
бывших коллег, кто переженился, а кто развёлся, кто куда съездил, где
учился, сколько детей народил. Подзадоривая этот процесс, люди сами
вывешивают с гордостью фотографии избранников и избранниц, свои
портреты на фоне достопримечательностей. Действительно, так приятно
показать окружающему миру, каких высот удалось достигнуть.
И даже если кто-то предпочитает не выдавать о себе никакой информации в
социальных сетях, мотивируя это личностью данных, тайком (а то и в
открытую) эти люди рассматривают жизнь более открытых знакомых,
обсуждая это с общими друзьями.
Второй способ убить свободное время и немного развлечься – это Живой
Журнал. Его можно читать, можно писать, можно вести активную полемику
на страницах интернета. Смотря, чего хочется больше.
Обучение сложным навыкам,
таким, например, как жонглирование, приводит к увеличению количества
серого вещества головного мозга и улучшает связь между отдельными
нейронами при помощи аксонов - белого вещества. Открытие, описанное в
статье в журнале Nature Neuroscience, может привести к разработке
методик лечения людей с повреждениями головного мозга, пишет РИА Новости.
Серое вещество головного мозга состоит главным образом из нервных
клеток нейронов, тогда как белое вещество, аксоны, являются их
отростками, основная их задача - связь между нейронами.
Несмотря на то, что ученым уже удавалось показывать, что обучение
человека новым сложным навыкам приводит к изменению структуры и
увеличению серого вещества в определенных участках головного мозга, Яну
Шольцу из Оксфордского университета и его коллегам удалось впервые
продемонстрировать, что эти изменения в мозге, на самом деле, носят
более сложный характер, являются необратимыми, а увеличение серого
вещества сопровождается независимым изменением структуры и увеличением
белого вещества.
В своем эксперименте группа ученых с помощью метода диффузионной
магнеторезонансной томографии сканировала головной мозг 24 добровольцев
- как мужчин, так и женщин - каждый из которых в течение двух недель
обучался жонглированию по инструкции. При этом, для сравнения,
исследователи изучили мозг 24 человек, жонглированию не обучавшихся.
Через две недели тренировок выяснилось, что постоянные нагрузки на
отделы мозга, отвечающие за координацию движений, в частности, на
теменную долю, и связь нагрузок с обработкой зрительной информации,
привели к увеличению количества соединений между нейронами (белого
вещества) в этой области у всех участников эксперимента. Более того,
Шольцу, как и его предшественникам, удалось обнаружить и увеличение
серого вещества в тех же отделах головного мозга, где происходили
изменения в структуре белого, однако степень этих изменений в каждом
конкретном случае была разной. Это, по мнению ученых, говорит о том,
что процессы изменения белого и серого веществ в результате обучения
новому навыку происходят независимо.
Слово «импотенция» заставляет поежиться даже самого уверенного в себе мужчину. Во все времена проблема потери мужской силы беспокоила и пугала. Раньше о ней говорили вполголоса, сваливая вину на ведьм и колдунов. Позже пытались врачевать импотенцию с помощью психоанализа. В наши дни медики всерьез озаботились поиском лекарства от импотенции и, кажется, наконец, его нашли.
«Импотенция» термин латинского происхождения. Впервые он был использован в 1420 году в поэме Томаса Хокклива “De regimine principum” в значении «нехватка силы» или «беспомощность»: «Его импотенция простирается не настолько далеко, как его влияние». А в значении «потери сексуальной силы» термин впервые был использован только в 1655 году в «Истории церкви в Британии» Томаса Фуллера, где импотентом был назван сам папа римский. Но, разумеется, проблема мужского полового бессилия существовала задолго до того, как появилось слово «импотенция».
Нам, женщинам, очень трудно понять мужчин. Наверное, поэтому книги и статьи по мужской психологии всегда востребованы. В них мы пытаемся найти ответы на вечно мучающие вопросы: почему он опять оставил грязные носки? Или как составить пособие по уборке комнаты, чтобы потом не противно было в эту самую комнату заходить? Или почему он не дарит цветов и вообще ничего не дарит?
Представляете, есть женщины, которых не волнуют подобные вопросы. И живут они в маленькой европейской стране - в Бельгии.
Пытаясь понять и проанализировать этот феномен, я стала искать причину.
Оказалось, что, во-первых, мужчины в этой стране очень поздно взрослеют. То есть не то чтобы они являются инфантильными
или физически недоразвитыми, совсем нет. С этим тут всё в порядке.
Просто они долго сохраняют в душе то непосредственное восприятие жизни,
которое свойственно нам только в детстве. Ужасно любят праздники и
устраивают их по любому поводу. Легко сходятся с другими людьми.
Любопытство – это для них смысл жизни. Не дай Бог пропустить что-то
интересное. А поучаствовать в чужом разговоре – это нормальная мужская
позиция. Неважно, если никто об этом не просит и разговаривают вообще
на другом языке. Даже самой большой мужской недостаток – регулярный
поход в пивную - они превратили в невинную забаву. Выглядит это
следующим образом: большой стол на колёсах. На столе 3-4 больших
бочонка с разными сортами пива.
Вокруг стола сидит весёлая компания, пьёт, громко разговаривает, в
зависимости от количества выпитого могут и спеть чего-нибудь. Но вместо
ножек у стульев педали, как у велосипеда, и вся честная компания вместо
того, чтобы сидеть на одном месте, разъезжает по большим и маленьким
городам. Выпьют кружечку, покрутят педали, сожгут калории, и опять по
кругу. А сколько потом рассказов про то, как обгоняли придурка на
феррари.
Шутка, конечно же. Скорость у этой повозки не более 15 км в час, даже
если крутить педали на трезвую голову, и управляет ей, конечно же,
вполне взрослый человек лет пятидесяти.
Детская непосредственность явно приносит бельгийцем двойную пользу. Ну,
сами посудите, ведь невозможно долго обижаться на ребёнка. Если что-то
и натворил, то не со зла. И раскаиваться они умеют так искренне и
непосредственно! Что позволяет не чувствовать угрызения совести.
Профессор Мария Ротундо из
университета Торонто, Канада, и ее коллеги выяснили, что дети
авторитарных, но справедливых родителей с большей вероятностью
вырастают лидерами. По мнению исследователей, это связано с тем, что
дети имеют четкое представление о правилах и последствиях их нарушения,
и это побуждает их постоянно проверять границы дозволенного. Работа
опубликована в журнале The Leadership Quarterly, о ней также рассказывает ScienceDaily.
В качестве материала для исследования ученые взяли результаты
долговременного наблюдения за близнецами, проводившегося в штате
Миннесота, США. Оказалось, что дети родителей, которые проявляли себя
жесткими и требовательными и в то же время оказывали поддержку своим
отпрыскам, в большинстве случаев становились лидерами. Они занимали
руководящие посты на работе или же становились социальными активистами.
При этом в детстве они были склонны нарушать родительские правила, но
не настолько, чтобы иметь неприятности с законом. Напротив, те дети,
родители которых были излишне мягкими, нарушали правила "по-крупному" и
впоследствии оказывались проигравшими.
"То, что нас больше всего удивило в исследовании, так это влияние
родительских ограничений на развитие лидерских качеств, – рассказывает
Мария Ротундо. – Создается впечатление, что, испытывая родительские
запреты на прочность, дети учаться, как достигать своих целей без
нарушения правил. Конечно, не всякий авторитарный родитель воспитает
лидера, но такая зависимость определенно существует". В качестве
подтверждения ученые приводят данные генетиков, согласно которым
врожденная способность к лидерству присутствовала только у 30% тех, кто
впоследствии достиг успеха.
С канадскими коллегами, вероятно, согласились бы психологи из Института
образования Лондонского университета. Они выяснили, что женщины легче
достигают успеха, если их матери ставят перед ними высокую планку. При
этом психологи отмечают, что корреляция между материнскими ожиданиями и
реальными успехами отмечена только у женщин, а мужчины не демонстрируют
такой связи, пишет "Вокруг Света".