Как измерить талант? Экзамен и жажда творчества |
![]() |
Медицина - АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА |
29.10.2009 16:35 |
![]() © 2009 Jupiterimages Стоит оговориться, что у Лены были весьма серьезные основания (состояние здоровья) для прерывания обучения, поскольку в противоположном случае ей просто не удалось бы связать свою судьбу с факультетом на столь длительный срок, отчисляясь и поступая вновь и вновь. Для того чтобы отчислиться с журфака, поговаривают, в прежние годы нужно было… ну, скажем, забить косяк напротив деканата. То есть, понимаете, отчисление было "выдающимся достижением". Постараться надо было или чтоб "повезло". Сидели мы в кафешке, пили капучино, вспоминали молодые годы. Самым незабываемым для меня был случай, когда на зачете пропала моя зачетная книжка и преподавательница отказалась принимать у меня зачет… Зачетка в итоге обнаружилась (ее по недосмотру отдали другому человеку), но от пересдачи избавиться мне не удалось, что меня крайне возмутило: в случившемся не было никакой моей вины! Выслушивая живописания моих прошлых бедствий, моя собеседница становилась все мрачнее и мрачнее и в конце концов озадачила меня признанием: - Этой зимой нас постигла сессия нового образца. Если ты не знаешь, что это такое, могу вкратце изъяснить: что-то не сдал в зачетную – тебя не допускают к экзаменационной, на экзамены – только со своей группой и не больше двух пересдач! В моей памяти всплыли картины после выпускного: я в боксерских перчатках (а это символично) демонстрирую как вещественное доказательство свой "синий" диплом друзьям, которые охают, ахают, качают головами и почти не верят своим глазам: какое чудо, что со своим складом психики я все-таки доучилась до пятого курса!
В тот момент меня не на шутку удивило столь глубокое проникновение в
глубины моей душевной жизни, поскольку я особенно не афишировала одну
фатальную закономерность, преследовавшую меня от сессии к сессии. С
первых же дней этой чудной поры меня начинала обуревать неистребимая
жажда творчества, при том что во время семестра я отличалась весьма
пристойной дисциплиной, хотя и не всегда сдавала "коллки" (коллоквиумы)
со своей группой. ![]() © 2009 Jupiterimages
Но тогда неизбежен вопрос: а как зафиксировать это событие – вспыхнувшую искру, которая из студента сделает великого ученого? Было дело, однажды из колонны проглоченных фолиантов, я отложила последний, потому что текст, что называется, задел меня за живое. Тащиться предпочитаю с чувством, с толком, с расстановкой, поэтому отложила "Голубой цветок" до лучших времен – чтобы читать в день по странице, хотя это и было вопреки здравому смыслу, так как ставило под угрозу мои успехи на зачете. (Знаете ли, вот Василий Розанов признался, что за свою жизнь по-настоящему прочитал только одну книгу – которую читал очень долго, специально комментируя каждую мысль автора?!). Естественно, отгадывая цитаты на зачете, я прокололась на "Песенке землекопа" (кто не знает, что это такое, - лучше вам не знать), но "не жалею, не зову, не плачу"! Лучше было пойти на пересдачу, чем убить кайф. Помните эпизод в "Восьми женщинах" Озона, когда Августина просит Луизу провести мастер-класс по соблазнению мужчин, а та отвечает ей, что этому, мол, научить нельзя. Многому научиться нельзя – это так же верно, как и то, что талант не пропьешь. Моя подруга, хоть и учится девятый год и не собирается связывать свою жизнь с филологией… - еще поискать нужно человека, который отличался бы таким редким эстетическим чутьем! А этому научить нельзя, сколько не зубри теорию литературы. Ни одна из признанных в современном мире образовательных систем (немецкая и американская) не предполагает проникновение в алхимию духа, а лишь "препарирование" членов социума, адекватных "системе". И все тут. И потому меня всегда настораживали личности, которых "вывешивали" на досках почета на самом почетном месте в нашей очень средней школе. Встроенность в иерархию, соблюдение правил игры, принятых в данном сообществе, – вот формула успеха. А как вывести формулу гениальности и как измерить талант? Иллюстрации с сайта: © 2009 Jupiterimages. |