Как меня забросило "на яхты" - это отдельная история. Но как бы там ни
было, в результате ряда случайностей я почти на полтора года оставила
журналистику и проработала стюардессой на частных моторных яхтах.
У нас эта профессия совершенно неизвестна, так как и яхтенный бизнес
практически не развит. (А вакансии стюардесс на лайнеры, которые
предлагают некоторые агентства, – 12-часовой рабочий день в течение
полугода без выходных – не имеет с ней ничего общего).
Описать полностью месяцы, проведенные на яхтах, – не хватит и книги. Но вот квинтэссенцию фактов,
впечатлений и наблюдений можно уложить в несколько статей.
Попасть на большую яхту можно или в качестве хозяина и его гостей, или
устроившись туда на работу. Если человек покупает моторную яхту от 30 м в
длину (а именно об этом классе я веду речь), то ему обязательно нужен
экипаж, который будет ее обслуживать. Потому что даже если человек не
занят и хочет все делать на яхте сам (что маловероятно, потому что для
"самосплава" обычно приобретают маленькие парусные суда), он с ней не
справится. И поэтому ему нужна команда профессионалов: капитан, помощник
капитана, инженер, кок, матросы и стюардессы. (К слову, отличия стюардессы на самолете от стюардессы яхты примерно такие же, как у официантки в кафе и горничной-гувернантки в доме.)
В смысле попадания на яхту, конечно, первое (быть хозяином или гостем)
выглядит привлекательнее, но далеко не всегда таковым является.
К тому же стать владельцем судна многим не позволит отсутствие свободных
пары десятков миллионов долларов. А быть гостем… Не всяким гостем
хочется там быть, особенно если дело касается чартерных рейсов (это
когда хозяин яхты сдает ее на сезон в аренду на небольшие сроки).
Вспоминается мне иллюстрацией этому один из наших чартеров, когда мы
ходили с Ривьеры на Корсику.
Двое русских сняли яхту на неделю и привезли с собой девушку – черную
француженку-парижанку с русским именем (возможно, и настоящим) Наташа. У
нее была отдельная кабина, девушка почти всегда бывала предоставлена
самой себе, но в цели ее пребывания сомнений не оставалось. А если бы и
остались, были бы развеяны словами из телефонного разговора одного из
гостей о том, что он "попробовал черненькую" и рекомендует ее
собеседнику. К слову, в разговоре этом не было и тени стеснения от присутствия
обслуживающего персонала (то есть стюардесс) – что, в общем-то, норма.
Потому что не умеющая держать язык за зубами стюардесса (имеющая доступ к
нижнему белью – и в прямом, и в переносном смысле – гостей яхты),
прежде всего, опорочит себя – и вряд ли потом найдет работу в этом
бизнесе. Я позволяю себе рассказывать такие подробности за давностью
лет, и все-таки не упоминая ни одного настоящего имени и названия.
Итак, возвращаясь к черной девушке-гостье яхты: мы с напарницей (тоже
стюардессой) ей сочувствовали – и ее незавидной роли оплачиваемой
девушки определенного сорта, и тому, что ей явно бывало скучно на яхте.
От скуки она иногда болтала с нами, и каково же было наше удивление,
когда мы поняли, что она нам… тоже сочувствует! Наш способ зарабатывания
на жизнь казался ей совершенно недопустимым для девушки. А своей
"устроенностью" она, напротив, гордилась!..
Похожие гости бывали на яхте и позже: то с десяток щебетуний, вывезенных
из какого-то модельного агентства Москвы (самые наивные из которых в
начале чартера радостно звонили домой, рассказывая, на какой
великолепной яхте они плывут в Монте-Карло, а уже через пару дней их
можно было застать в слезах от того, что к ним опять приставали те, кто
их взял в эту поездку).
В другой раз была приглашена горстка юных француженок, которой руководил
некий Пьер, на визитке которого было написано "паблик рилэйшнз" - и действительно, он осуществлял связи между людьми, особенно разнополыми… Девушки вели себя
естественно, их даже можно было заподозрить в том, что гостить на
"лакшери-яхте" для них не в новинку. Но после окончания чартера мы
видели некоторых из них в Каннах – работающих официантками или
подавальщицами полотенец в общественных туалетах. Их просто насобирал по
всему городу мастер "паблик рилэйшнз" Пьер – чтобы создать веселую
атмосферу для дорогих клиентов. Впрочем, это лишь отдельные случаи,
которые не составляют общей картины, а просто доказывают возможную
неоднозначность положения "гость яхты" и склоняют к тому, что в
некоторых контекстах быть стюардессой, может быть, и лучше, чем гостьей.
Подтверждением этой мысли также могут служить три истории, случившиеся с
моими знакомыми. Три разных девушки (две русских и одна англичанка)
после некоторого срока работы стюардессами вышли замуж за миллионеров; каждая в свое время в своем месте, разумеется,
но – что удивительно, но правда – каждая по любви. Всех трех девушек я
знаю лично, поэтому ручаюсь за достоверность историй. (Ну, если быть
точной, то один из них был миллиардером.)
Итак, если продолжать – а может, уже и завершать – тему о разных
взглядах на положение на яхте, то хочется процитировать одну из моих
начальниц-стюардесс, говорившей про свою работу так: "Некоторые люди не
умеют или не любят, например, стирать и складывать полотенца ровно, по
размеру и цвету. Или им лень. Это несложно, но им проще заплатить за
выполнение такой ерунды. Так почему бы мне не сделать это – и еще
что-нибудь по хозяйству – для них за несколько тысяч долларов в месяц,
если это устраивает обе стороны?!."
Такой взгляд на вещи начисто избавляет от – честно говоря, поначалу
присутствующего у русских стюардесс – "комплекса прислуги".
То есть от того, чтобы, выполняя для кого-то домашнюю или грязную
работу, начинать испытывать… классовую ненависть к ни в чем не повинным людям, которые, к тому же, щедро платят тебе за твою работу.
Так что если кому-то эта профессия показалась достаточно интересной,
плюс у вас есть в запасе пара свободных лет, отсутствие семейных уз и желание посмотреть
мир и получить абсолютно новый жизненный опыт, можно попробовать
устроиться стюардессой на какую-нибудь яхту. Сделать это не просто, но
возможно. Как – когда-нибудь расскажу.