Наш адрес: Ростовскаяобласть, г. Таганрог ул.Дзержинского, 154-6
(8634) 36 46 01
Лицензия № ЛО-61-01-001709
Тайна запаха
27.01.2010 12:12
Есть запах чистоты. Он зелен, точно сад,
Как плоть ребенка свеж, как зов свирели нежен.
Другие — царственны, в них роскошь и разврат,
Для них границы нет, их зыбкий мир безбрежен,
Так мускус и бензой, так нард и фимиам
Восторг ума и чувств дают изведать нам.
Запах – не что иное как мельчайшие частицы вещества. Находясь в целом облаке собственных и чужих запахов, мы различаем приятные запахи и отвратительные. Диапазон распространяется от БЛАГОухания до ЗЛОвония. Люди оценивают друг друга, неосознанно анализируюя тончайшие запахи, исходящие от собеседника. И даже может возникнуть любовь… нет, не с первого взгляда, а с первого нюха. Известная истина - путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. А куда ведёт путь через нос? Может быть к сердцу женщины? А может быть в сферу памяти, эмоций, различных ассоциаций? Доказано - между запахом, опытом и эмоциями имеются прочные связи.
Для кого-то любимым запахом является аромат свежескошенной травы и
свежеиспечённого хлеба. Для кого-то - запах цветов и запах дождя. Для
матери это запах ее ребенка. А для ребёнка, в свою очередь, запах
матери – гарантия безопасности, тепла, любви и счастья. Вообще детям
очень нравятся запахи их родителей. Даже прокуренные лацканы пиджака
отца или с чрезвычайно терпким запахом духи матери.
А для кого-то самым благоуханным будет запах возлюбленного или возлюбленной. Для мужчины, например, это запах женщины, гне только запах ее духов, а запах ее самой. К слову о человеческом запахе, каждый человек обладает своим собственным, индивидуальным запахом, возможно, даже более уникальным, чем его лицо. И хороший запах в этой связи - залог успеха.
Самое благоуханное место у человека - запах щеки и шеи. Это
квинтэссенция человеческого запаха. Вообще, переход щеки в шею - самая
остропахнущая часть в человеке.
Хороший запах пищи усиливает выделение слюны и желудочного сока, плохой
подавляет деятельность пищеварительных желез. Более того,
отвратительные запахи могут вызывать даже рвоту и головокружение.
Сильные запахи могут стать причиной перемены настроения и даже повлиять
на поведение. С отталкивающими запахами - репеллентами - мы
сталкиваемся постоянно. Человек сам источает свои запахи. При этом
зачастую человек собственных запахов не ощущает. Неприятные запахи
возникают от несоблюдения норм чистоты, например, испорченная пища,
неубранные или невымытые места общего пользования, нечистая одежда, всё
нестиранное, непроветренное, непросушенное… несвежее, протухшее и т.д.
Также по-особому, но неприятно пахнут старики и больные люди.
Распространено мнение, что человек более чувствителен к неприятным
запахам. Но повинуясь природному инстинкту, мы выбираем приятные запахи
и наслаждаемся ими и стараемся избегать запахов неприятных.
В жизни мужчины и женщины запах играет особую роль. Оказывается, запахи людей можно разделить по половому признаку. Впрочем, первоначально, даже в парфюмерной промышленности ароматы не подразделялись на мужские и женские. Например, одеколоном в XIX веке пользовались и дамы, и кавалеры. Удивительно, но факт – наряду с женщинами и мужчины пользовались животными и цветочными ароматами. Позднее допустимыми мужскими запахами стали “лесные” запахи — сосна, кедр, дубовый мох, они несли в себе символику охоты, потом к ним добавляется запах кожи, аромат благородных сигар и табака, запах чистого тела и виски. Одно время мужчины вообще перестали пользоваться духами. Отсутствие искусственного запаха у мужчин стало символом честности, прямодушия, порядочности.
Привлекательность зависит не только от открытой улыбки или хорошо
подобранного костюма. Более вероятно, люди выбирают партнера по запаху.
Получается "любовь с первого взгляда" – миф. "Любовь с первого нюха" -
реальность. Участок мозга, ответственный за обработку запаха, напрямую
связан с участком, отвечающим за эмоциональную реакцию. Таким образом,
невозможно разделить обоняние и либидо. Получается, что сексуальная
привлекательность зависит от запаха. Хотя, возможно, люди этого и не
осознают. За возникновение любви между мужчиной и женщиной, по мнению
учёных, отвечает обонятельный нерв. Он передает информацию о запахах в
области мозга, обрабатывающие информацию сексуального характера и
определяющие сексуальные сигналы от потенциального партнера. Интересен
тот факт, что людей в сексуальном плане привлекают те представители
противоположного пола, чей запах отличается от их собственного.
Мужчина и женщина встречаются, делают взаимный выбор в пользу дальнейшего эротического и сексуального общения друг с другом. Они впускают друг друга в свои личные пространства. Соответственно, они вступают в обонятельный контакт. На этом расстоянии и начинает действовать запах. Причем запах эротический отличается от запаха сексуального. В отличие от эротического запаха, запах сексуальный является индивидуализирующим. Он закрепляет сделанный выбор и выделяет партнера из общей массы окружающих людей. Секрет здесь кроется в том, что человек является носителем специфических естественных запахов – феромонов, вызывающих и усиливающих половое возбуждение, и в то же время вызываемых и усиливаемых этим самым половым влечением. Процесс этот взаимный. Феромоны действуют на человека только со сравнительно небольшого расстояния. Это, как правило, происходит в тот сокровенный момент, когда между мужчиной и женщиной происходит телесный контакт.
Что касается искусственных запахов сексуального предназначения, то они
обладают несколько большим дальнодействием, ибо их задача в том и
состоит, чтобы вызвать или стимулировать влечение у партнера на более
ранней стадии, чем телесный контакт.
В жизни женщины запах играет большую роль, чем в жизни мужчины. Многим
женщинам свойственно нюхать одежду своего партнёра во время его
отсутствия. Некоторые могут даже спать в пижаме или футболке своего
возлюбленного в его отсутствие. Мужчинам же подобное поведение не
свойственно. Однако и мужчины, и женщины едины в одном. Запах партнера
вызывает ощущение счастья, удовлетворения и близости, по крайней мере,
до тех пор, пока один может "переносить на дух" другого. Как в прямом,
так и в переносном смысле.
По сути, являясь весьма интимной частью нашей жизни, запахи также
являются и частью общей культуры. Культура диктует нам, как должно
пахнуть в современном обществе.
В настоящее время сложился очень высокий уровень требований к чистоте.
Своеобразным провокатором этого явления можно назвать значительную
часть рекламы. Намекая нам, что от нас "дурно пахнет", реклама
предлагает альтернативу – "ощущение свежести в течение всего дня".
В современном обществе нам зачастую приходится находиться слишком близко друг к другу, нарушать интимное пространство друг друга, особенно в общественном транспорте. В собственном автомобиле мы ещё можем как-то контролировать обонятельную среду. А в автобусе и в электричке это весьма проблематично. В связи с чем современный социум требует, чтобы с утра мы с вами смывали с себя свой интимный запах и выходили в свет в своеобразной униформе из запахов геля для душа, зубной пасты, лосьона для бритья, одеколона, кофе, дезодоранта и духов. Так рождается "публичный" запах, представляющий собой, как правило, набор стандартных ароматов, зачастую навязанных нам рекламой. Но частная жизнь – не единственное место, где запахи играют свою роль и имеют значение. На сцену выходит БИЗНЕС.
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Джани Родари, перевод Маршака
Предприниматели уже давно поняли: что хорошо пахнет, хорошо продается!
(А на рынке труда - тот, кто хорошо пахнет, также имеет все шансы быть
хорошо проданным. Ведь приятный запах положительно влияет на процесс
оценки личности человека.…)
Итак, появилось новое направление деятельности по продвижению товара –
аромамаркетинг, основывающееся на использовании различных запахов и
ароматов с целью стимулирования продаж, продвижения товара на рынке и
благоприятного влияния на покупателя. Это целый комплекс мероприятий,
создающих специальную ароматическую атмосферу, стимулирующую те или
иные эмоции человека. Согласно исследованиям, только ароматизация
воздуха в магазине способна поднять продажи на 15%.
Сам процесс ароматизации предполагает использование искусственно синтезированных отдушек, которые воздействуют на человека по принципу ассоциаций. Информация, воспринимаемая органами обоняния человека, оказывает самое непосредственное и незамедлительное влияние на принятие решения по сравнению с остальными органами чувств человека. Учеными доказано, что запах является мощнейшим средством воздействия на эмоции, внимание и память человека. Ароматы, связанные с лучшими моментами жизни, рождают сильные положительные эмоции. Поэтому запахи - незаменимый инструмент в современном искусстве продаж.
Несколько примеров. Запах апельсинов, грейпфрута провоцирует
импульсивные покупки. А расслабляющий запах лаванды увеличивает время,
проведенное среднестатистическим покупателем в магазине. Со всеми
вытекающими… Магазины одежды, используют запахи лимона, мяты, ванили,
лаванды и базилика. Казино предпочитают фруктовые и благородные
древесные ноты. Торговые центры внедряют ароматы кофе, булочек,
шоколада в кулинарию и кондитерскую. Мебельные магазины нередко
выбирают для каждого зала особый аромат. Например, в отделе кухонь
витает аромат каппуччино и ванили, спальни обволакивает запах орхидей,
детские пахнут клубникой, а кабинеты – хвоей.
Вот такая нехитрая в общем манипуляция покупателями с помощью ароматов получается. И это стало уже в общем-то нормой.
Помимо маркетинга, ароматические веществастали применяться и там, где раньше в них не возникало необходимости, например, при стирке белья, при мытье посуды и пр. Мы стали заботиться о том, как у нас пахнет в жилых комнатах, кухнях, туалетах, автомобилях. Как пахнет от нас самих. Сегодня, входя к кому-то в
квартиру, мы очень многое можем сказать о хозяевах по тому, какие
запахи нам открываются. Мы почти наверняка можем определить возраст
людей, в ней проживающих, социальный статус хозяев и даже их
национальность. И… хоть и говорится, что деньги не пахнут, но появился даже запах денег. Это запах, который стоит денег. Кстати, выражение "деньги не пахнут"
принадлежит римскому императору Веспасиану. В ответ на упрек сына в
том, что он ввел налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его
носу первые деньги, поступившие по этому налогу, и спросил, пахнут ли
они.
Сейчас можно даже определить: эта женщина дорогая, она пользуется дорогими духами. А от этого мужчины пахнет дорогим парфюмом…
В сущности, употребление духов, дезодорантов и прочего приводит к тому,
что человек отказывается от собственного, неповторимого запаха.
В общем, как оказалось, круг вопросов, связанных с обонянием и запахом, очень широк. И главный вопрос, на мой взгляд, в том, что аромат стал частью нашего имиджа, нашей социальной роли в обществе, которой мы должны или вынуждены соответствовать. И здесь мало одеваться и причёсываться определённым образом, нужно ещё и соответствующим образом пахнуть.