Оценка лабораторных исследований



Белая Клиника




Онлайн консультация:


Главный врач центра, врач высшей категории
Вдовин Валентин Иванович
проведет онлайн консультацию на интересующие вас темы.


Подробнее...

Контакты:
Skype (valentin200440)

Наш адрес: Ростовская область, г. Таганрог
ул.Дзержинского, 154-6
(8634) 36 46 01

ЛицензияЛО-61-01-001709

 
Сам с усам. Как оценить себя по достоинству PDF Печать E-mail
18.05.2010 10:34

Русское слово "сам" знают вроде бы все. И употребляют его правильно. "Я сам", "я сама" - означает "без посторонней помощи, собственными руками". А вот более древнее значение этого слова – "один", "в одиночестве" - осознают далеко не все, хотя оно вроде бы очевидно: "я сам" и значит "я один, без помощников, без присутствия других". А уж в наше время, когда делается ставка на индивидуальность и независимость всех от всех, когда на каждом шагу слышишь разговоры о самолюбии, самоуважении, самооценке, самодостаточности и самовыражении – разобраться с этим самым "самом" самое время, извините за каламбур.

630 260
© 2010 Thinkstock 

Самолюбие... Согласимся, в этом слове чувствуется немалый негативный оттенок. Сплошь и рядом самолюбие воспринимается как отрицательное качество личности. "Уж больно он самолюбивый!" - говорим мы о гордом и заносчивом человеке. Однако если присмотреться получше...

Самолюбие свойственно каждому нормальному человеку, который привык все же выделять себя среди прочих, а не уподобляться некой средней массовой величине вроде колышка в заборе.

Любить себя – означает признавать за собой человеческое достоинство, проявляя это признание через уважение достоинства других.

Любить себя – значит не позволять себя унижать, не допускать в отношении себя бесчестных поступков, не позволять относиться к себе как к неодушевленному предмету и инструменту в чужих руках.

320 400
© 2010 Thinkstock 
Любить себя означает, в конце концов, соблюдать себя во всех отношениях, представать перед другими людьми в достойном внешнем и внутреннем облике. Утрата самолюбия, потеря интереса к собственной персоне выражается чаще всего в моральной и физической деградации человека – ведь он больше себя не любит, а значит, ему все равно, что о нем скажут и подумают, как он выглядит, как с ним обращаются.

Человек без самолюбия готов терпеть от других все что угодно – об него можно, что называется, вытирать ноги. Но и сам он при удобном случае вытрет ноги о кого угодно, ибо "тормоза" в его сознании уже не действуют: если на себя наплевать, то на других и подавно...

Осуждая самолюбивых людей, мы осуждаем в них чаще всего не самолюбие, как таковое, а самолюбие гипертрофированное, преувеличенное – то, что раньше называлось гордыней. Кроме того, от преувеличенного самолюбия в человеке рождается такое же преувеличенное честолюбие, ведущее к тщеславию, к стремлению всегда блистать и вызывать всеобщее восхищение даже тогда, когда для этого нет никаких оснований. А здесь, как нетрудно заметить, остается один шажок до перехода грани, за которой самолюбие превращается в "центропупизм".

Самооценка – проявление самолюбия, выражающееся в той оценке своих личных качеств, способностей, достоинств и недостатков, которую человек назначает себе по собственному разумению, а не по отзывам других людей.

Оценить себя непросто. "Чужая душа – потемки", утверждает русская пословица. Стало быть, собственная душа – пространство открытое и хорошо освещенное? Не совсем так, скорее, наоборот – ведь мы склонны прощать себе многое такое, чего не прощаем другим, склонны снисходительно относиться к собственным недостаткам, склонны всегда делать себе небольшую скидочку там, где от других требуем платить полную цену. А значит, верная самооценка – одна из самых трудных задач, которую перед нами ставит жизнь. От ее верного решения слишком многое зависит, и ошибки в самооценке порой бывают трагическими.

Давая себе оценку, мы тем самым примериваемся практически ко всему и ко всем, с чем и с кем нам предстоит иметь дело. Исходя из самооценки, человек определяет, например, сколько ему учиться – ограничиться ли общим образованием или получить высшее профессиональное. Исходя из самооценки, человек подыскивает себе работу и источник доходов – то есть претендует на широкий диапазон, от скромного достатка до весьма высокого уровня жизни, требующего немалых средств. Исходя из самооценки, человек устраивает свою личную жизнь – то есть подыскивает партнера (партнершу), отвечающего его представлениям о себе и способного их принять и разделить.

Именно здесь мы и видим чаще всего соседствующие трагизм и комизм жизненных ситуаций, проистекшие из неверной – заниженной или завышенной – самооценки. Скажем, судьба человека, который возжелал стать великим актером, но дал неверную самооценку собственным, весьма скромным или совсем никаким, актерским способностям; судьба человека, который имел успех как домашний исполнитель милых песенок – и на этом основании решил, что ему суждено стать выдающимся певцом. Или судьба человека, который в романтическом порыве юности решил стать медиком и спасать людские жизни, но при соприкосновении с практикой и атмосферой врачебной профессии убедился, что не может ее выносить – не по нутру... А уж что касается последствий неверной самооценки для личной жизни – примеры этому мы видим каждый день и на каждом шагу.

Самовыражение – одно из наиболее популярных словечек в современной жизни. Но почему-то истинный смысл этого слова остается в тени.

Человек самовыражается всегда, в любой момент собственной жизни, в деятельности и бездеятельности, в проявлении сугубой индивидуальности и в присоединении к коллективу. Самовыражается в манере стоять, ходить, сидеть, говорить, пить чай, резать хлеб, завязывать ботиночные шнурки и смотреть на наручные часы. На то он и человек, существо разумное и наделенное волей.

Но самовыражение по большому счету – это всего лишь обычное проявление индивидуальности. И далеко не всякое самовыражение есть ценность, особенно для окружающих. Особенно когда начинает "самовыражаться" человек заурядный, никакими особыми дарованиями и способностями не наделенный, но почему-то полагающий, что имеет право требовать от окружающих внимания и почтения к его достаточно банальным "открытиям" и "свершениям".

Или, скажем, когда на своем праве "самовыражаться" начинает настаивать человек, работающий в рамках коллектива и обязанный выполнять свои функции в пределах поставленной общей задачи – проявления его яркой индивидуальности в данном случае неуместны и только вредят делу.

Безусловно, деятельность выдающейся талантливой личности, в чем бы она ни проявлялась, можно назвать самовыражением. Но таких личностей никогда не бывает много. А таланты и гении, имеющие право на внимание общества, способные создавать непреходящие ценности, – вообще редкость. Их "самовыражение" заключается чаще всего в работе на износ, в изнурительном созидательном труде, в создании того, чего до них не было. Неустанно трудясь, они менее всего думают о "самовыражении" - труд в избранной области составляет для них сущность жизни, а не средство показать себя и привлечь к себе внимание.

630 260
© 2010 Thinkstock 

Время, в которое мы живем, продемонстрировало нам всю сложность и неоднозначность проблемы отношения человека к самому себе. В прежнюю эпоху все сложности самолюбия-самооценки-самовыражения были вписаны в достаточно жесткую общественную систему, в которой человеку назначалось место в зависимости от его социального положения и уровня образованности. Все прочие соображения, в том числе самолюбие и личные амбиции, практически не учитывались; кто хотел –мог проявлять их на собственный страх и риск. А в наши дни простор для "самореализации" и "самовыражения" открыт всем – и даже тем, кому и выразить-то особенно нечего, а уж реализовать и подавно.

Раньше мы жаловались на "зажим инициативы" и "отсутствие свободы". Сейчас жалуемся на "разгул индивидуальностей" и хаос, в котором очень трудно отличить талант от напористой серости, хороший товар – от бессовестной подделки, разумную идею – от клинического бреда.

"Самость" разумного человека – обоюдоострое оружие и палка о двух концах. Хорошо, когда человек способен на многое, но не очень хорошо и даже плохо, если он способен на все. Недаром все наши представления о нравственности и порядочности, законы этики и правила морали – не что иное, как средство защититься не столько от окружающих "самостей", сколько от самих себя.


Иллюстрации с сайта: © 2010 Thinkstock.
 

 
http://twitter.com/vvdovin

Сейчас 130 гостей онлайн
Rambler's Top100


http://www.zdorovieinfo.ru/