Сам с усам. Как оценить себя по достоинству |
![]() |
18.05.2010 10:34 | |||||
Русское слово "сам" знают вроде бы все. И употребляют его правильно. "Я
сам", "я сама" - означает "без посторонней помощи, собственными руками".
А вот более древнее значение этого слова – "один", "в одиночестве" -
осознают далеко не все, хотя оно вроде бы очевидно: "я сам" и значит "я
один, без помощников, без присутствия других". А уж в наше время, когда
делается ставка на индивидуальность и независимость всех от всех, когда
на каждом шагу слышишь разговоры о самолюбии, самоуважении, самооценке,
самодостаточности и самовыражении – разобраться с этим самым "самом"
самое время, извините за каламбур.
Самолюбие... Согласимся, в этом слове чувствуется немалый негативный оттенок. Сплошь и рядом самолюбие воспринимается как отрицательное качество личности. "Уж больно он самолюбивый!" - говорим мы о гордом и заносчивом человеке. Однако если присмотреться получше... Самолюбие свойственно каждому нормальному человеку, который привык все же выделять себя среди прочих, а не уподобляться некой средней массовой величине вроде колышка в заборе.
Любить себя – значит не позволять себя унижать, не допускать в отношении себя бесчестных поступков, не позволять относиться к себе как к неодушевленному предмету и инструменту в чужих руках. ![]() © 2010 Thinkstock Любить себя означает, в конце концов,
соблюдать себя во всех отношениях, представать перед другими людьми в
достойном внешнем и внутреннем облике. Утрата самолюбия, потеря интереса
к собственной персоне выражается чаще всего в моральной и физической
деградации человека – ведь он больше себя не любит, а значит, ему все
равно, что о нем скажут и подумают, как он выглядит, как с ним
обращаются.
Осуждая самолюбивых людей, мы осуждаем в них чаще всего не самолюбие,
как таковое, а самолюбие гипертрофированное, преувеличенное – то, что
раньше называлось гордыней. Кроме того, от преувеличенного самолюбия в
человеке рождается такое же преувеличенное честолюбие, ведущее к
тщеславию, к стремлению всегда блистать и вызывать всеобщее восхищение
даже тогда, когда для этого нет никаких оснований. А здесь, как нетрудно
заметить, остается один шажок до перехода грани, за которой самолюбие
превращается в "центропупизм". Оценить себя непросто. "Чужая душа – потемки", утверждает русская
пословица. Стало быть, собственная душа – пространство открытое и хорошо
освещенное? Не совсем так, скорее, наоборот – ведь мы склонны прощать
себе многое такое, чего не прощаем другим, склонны снисходительно
относиться к собственным недостаткам, склонны всегда делать себе
небольшую скидочку там, где от других требуем платить полную цену. А
значит, верная самооценка – одна из самых трудных задач, которую перед
нами ставит жизнь. От ее верного решения слишком многое зависит, и
ошибки в самооценке порой бывают трагическими.
Давая себе оценку, мы тем самым примериваемся практически ко всему и ко
всем, с чем и с кем нам предстоит иметь дело. Исходя из самооценки,
человек определяет, например, сколько ему учиться – ограничиться ли
общим образованием или получить высшее профессиональное. Исходя из
самооценки, человек подыскивает себе работу и источник доходов – то есть
претендует на широкий диапазон, от скромного достатка до весьма
высокого уровня жизни, требующего немалых средств. Исходя из самооценки,
человек устраивает свою личную жизнь – то есть подыскивает партнера
(партнершу), отвечающего его представлениям о себе и способного их
принять и разделить. Именно здесь мы и видим чаще всего соседствующие трагизм и комизм жизненных ситуаций, проистекшие из неверной – заниженной или завышенной – самооценки. Скажем, судьба человека, который возжелал стать великим актером, но дал неверную самооценку собственным, весьма скромным или совсем никаким, актерским способностям; судьба человека, который имел успех как домашний исполнитель милых песенок – и на этом основании решил, что ему суждено стать выдающимся певцом. Или судьба человека, который в романтическом порыве юности решил стать медиком и спасать людские жизни, но при соприкосновении с практикой и атмосферой врачебной профессии убедился, что не может ее выносить – не по нутру... А уж что касается последствий неверной самооценки для личной жизни – примеры этому мы видим каждый день и на каждом шагу. Самовыражение – одно из наиболее популярных словечек в современной жизни. Но почему-то истинный смысл этого слова остается в тени.
Но самовыражение по большому счету – это всего лишь обычное проявление
индивидуальности. И далеко не всякое самовыражение есть ценность,
особенно для окружающих. Особенно когда начинает "самовыражаться"
человек заурядный, никакими особыми дарованиями и способностями не
наделенный, но почему-то полагающий, что имеет право требовать от
окружающих внимания и почтения к его достаточно банальным "открытиям" и
"свершениям". Или, скажем, когда на своем праве "самовыражаться" начинает настаивать человек, работающий в рамках коллектива и обязанный выполнять свои функции в пределах поставленной общей задачи – проявления его яркой индивидуальности в данном случае неуместны и только вредят делу. Безусловно, деятельность выдающейся талантливой личности, в чем бы она ни проявлялась, можно назвать самовыражением. Но таких личностей никогда не бывает много. А таланты и гении, имеющие право на внимание общества, способные создавать непреходящие ценности, – вообще редкость. Их "самовыражение" заключается чаще всего в работе на износ, в изнурительном созидательном труде, в создании того, чего до них не было. Неустанно трудясь, они менее всего думают о "самовыражении" - труд в избранной области составляет для них сущность жизни, а не средство показать себя и привлечь к себе внимание. ![]()
Время, в которое мы живем, продемонстрировало нам всю сложность и
неоднозначность проблемы отношения человека к самому себе. В прежнюю
эпоху все сложности самолюбия-самооценки-самовыражения были вписаны в
достаточно жесткую общественную систему, в которой человеку назначалось
место в зависимости от его социального положения и уровня
образованности. Все прочие соображения, в том числе самолюбие и личные
амбиции, практически не учитывались; кто хотел –мог проявлять их на собственный страх и риск. А в наши дни простор для "самореализации" и "самовыражения" открыт всем – и даже тем, кому и выразить-то особенно нечего, а уж реализовать и подавно.
"Самость" разумного человека – обоюдоострое оружие и палка о двух
концах. Хорошо, когда человек способен на многое, но не очень хорошо и
даже плохо, если он способен на все. Недаром все наши представления о
нравственности и порядочности, законы этики и правила морали – не что
иное, как средство защититься не столько от окружающих "самостей",
сколько от самих себя.
Иллюстрации с сайта: © 2010 Thinkstock. |