Это выражение я впервые услышала от американского хореографа по имени Миа Майклз: известная своим неординарным мышлением, она одним словом сформулировала впечатление от танца. Произнесенный ею неологизм, совмещающий в себе два английских слова: fabulous ( невероятно, классно) и delicious ( восхитительно, вкусно), натолкнул меня на размышления, которых я, измученная рутиной будней, давно себе не позволяла.
Но сначала небольшая предыстория. Однажды в солнечный день я проходила мимо двух беседующих молодых женщин, которые, удобно сложив руки на животах, негромко рассказывали друг другу о своих проблемах. А рядом в коляске сидел мальчик лет трех. Коляска его была снабжена велосипедными педалями, и хоть крутить их ему не полагалось, пацан уверенно держался за руль и оглашал округу громким и радостным: "Би-ип! Би-бип!"
В выражении его лица, в трогательном контрасте с одурью июльского полдня и усталыми лицами мамаш было что-то такое жизнеутверждающее, что я еще отметила про себя: счастье есть. |
А затем подумала: дело ведь не в словах и выражениях, а в тех поводах, которые дает нам жизнь и окружающие люди, и благодаря которым у нас возникает то самое улыбчивое состояние тихого восторга, приятия и удовольствия. Но как часто эти поводы возникают в нашей повседневной жизни?
Все дети рождаются гениальными: чистыми, доверчивыми, нераскрытыми, как бутоны. Вырастая, наряду с другими жизненными навыками они получают способность мечтать. Девочки мечтают быть принцессами, балеринами, артистками, светскими львицами… Мальчики мечтают о космосе, подводном мире, сражениях, приключениях… И практически все мечтают: вот я вырасту, приобрету права и могущество взрослых и уж тогда позволю себе: не слушаться, не ложиться спать, целыми днями есть пирожные и мороженое.
Становясь же взрослыми, они начинают искать и признавать авторитеты, которых хочется послушаться, отказываться от многого в пользу сна и смотреть на пирожные с равнодушием.
Наверное, человек, который не помнит себя в детстве и живет одним днем, по-своему счастлив. Но человек, который всю жизнь мечтает о том, о чем мечтал в детстве, все чаще отмечает, что жизнь будто проходит мимо… |
Смысл мечты – в ее осуществлении. Человек, сидящий за рулем коляски, не просто наслаждается текущим моментом: он знает, что может больше. И если он будет мечтать о велосипеде, надо, чтобы однажды он его получил. Если он мечтает о морских глубинах, то обязан научиться плавать. Если девочка с младенчества танцует, то ей обязательно надо попробовать себя в балетном классе.
Какие-то мечты, будучи удовлетворенными, облетут и опадут. Какие-то - выведут на новый виток. Но что хорошего, скажите на милость, в мечте, которая не сбылась? Примерно то же, что в мечте о мире во всем мире: "Imaging all the people…" – как говорится, красиво, но никто персонально не стал от этого счастливей.
В то время как в жизни каждого человека бывают моменты или даже целые периоды, когда он чувствует, что мир улыбается ему навстречу. В такие моменты он даже не равен самому себе: он становится лучше, больше, прекрасней. Это моменты связи с его глубинной сущностью.
Конечно, не всем удается сыграть на рояле, как Гилельс, написать стихи, как Пушкин, или спеть, как Алла Пугачева пела: "И зимой и летом небывалых ждать чудес". Но сыграть джазовую импровизацию в сэйшене, если ты строгий учитель музыки, сбацать с другом танец на отдыхе, так, чтобы все завидовали и хлопали, с чувством влиться в многоголосое пение, вернуть больному человеку радость жизни, легко и весело решить чужую проблему, сделать сюрприз или подарок, о котором мечтал другой, – это не бином Ньютона, это сделать можно всегда.
Тогда почему мы так редко испытываем светлое и радостное чувство восторга от собственных реализованных желаний? Вообще, сколько раз человек должен его испытывать в норме? А может, львиная доля этого лимита вбрасывается в детство, а дальше идет неизбежный градиент по убывающей?
Я не знаю, но лично для себя давно вывела закономерность: если в течение дня я ни разу не радовалась или просто не смеялась, то начинаю физически плохо себя чувствовать. |
Поскольку окружающая среда для моей искренней радости плохо приспособлена, то я научилась находить ее источники где придется. Для тех, кто хочет получить бескорыстное и тонкое наслаждение, всегда есть два способа: пассивный и активный. Дам несколько советов.
Пассивный способ
- Посмотрите любимый фрагмент из любимого фильма. Лично я, в контексте заявленной темы, рекомендовала бы выступление Риты Хейуорт в ночном ресторане из фильма "Гильда". Или его постмодернисткий вариант: выступление Виктории Абриль в фильме "Нет вестей от Бога".
- С любимой и желательно старинной подругой устройтесь удобно в сопровождении бутылочки шампанского и посмотрите фильм "Absolument fabuleux" (в нашем переводе "Распутницы").
- Откройте для себя зарубежные танцевальные шоу. Рекомендую последние сезоны американской и австралийской версии шоу "So you think you can dance".
- Отправьтесь куда-нибудь вне привычного маршрута, да хоть в другой район или в парк. Глаза "разуются" сами собой, и вы непременно отметите что-то в людях и ситуациях, что подарит вам улыбку.
Активный способ
- Соберите красивую корзинку со снедью и хорошим вином и отправьтесь с любимым человеком на пленэр. Небольшой подготовительный период и безграничный fabulicious.
- Сделайте то, что давно мечтали сделать: прокатиться, повстречаться со старыми друзьями, отправиться в выходной день с любимым завтракать в ресторан, сказать кому-то хорошие слова…
- Насладитесь контрастом между нежеланием идти на йогу или на танец и ощущением после того, как вы все-таки собрались и сходили.
- Самый сложный способ: сделайте-таки то, что вы умеете делать хорошо, но вечно по какой-то причине откладываете.
- И наконец: сделайте что-то неожиданно приятное близкому человеку. Нечто, что запомнится вам обоим.
Согласитесь, хочется и очень важно баловать себя радостными ощущениями. Однако они во много раз важнее и приятнее, если с кем-то разделены. И пусть вы никогда не произнесете это нелепое слово fabulicious. Суть, которую оно в себе несет, вы непременно прочувствуете.
Иллюстрации с сайта: © 2010 Thinkstock. |