© 2010 Thinkstock
Вы довольны своей жизнью. У вас прекрасная работа, любимый и любящий
муж, чудесный малыш. Возможно, вы никогда не задумывались над вопросом:
а хорошо ли вашему ребенку с вами?
Меняются времена, меняются нравы, меняются подходы к образованию и
воспитанию детей. Способы и методы взаимодействия матери с ребенком
зависят от определенных педагогических идей, которые ей близки, от ее
окружения, стиля общения между другими членами семьи, возраста,
образования, условий быта и многих других факторов.
Наше время характеризуется тем, что мы постоянно спешим куда-то, стремясь преуспеть в своих делах, заработать больше денег и добиться карьерного успеха, а наши дети вынуждены существовать с нами в одном темпе. Им невольно приходится жить в состоянии постоянного напряжения. К сожалению, некоторые мамы, пребывая в непрекращающейся спешке, превратили процесс воспитания своих чад в некую дрессуру. Складывается впечатление, что они существуют лишь для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы: "Вымой руки. Поешь. Делай уроки. Ложись спать и т.п.".
Одного поля ягоды
Возможно, вам кажется, что в своем обращении с ребенком вы нисколько не
похожи ни на свою бабушку, ни на свою маму. Ваш малыш растет в
совершенно иной атмосфере, чем та, в которой прошло ваше детство.
Во-первых, он единственный ребенок, у него своя комната, масса книг и
игрушек. Во-вторых, он занимается спортом и музыкой, много путешествует
с вами, часто бывает в театрах и развлекательных центрах. В-третьих, вы
прекрасно с ним общаетесь, не являясь ни "наседкой", как ваша бабушка,
ни "диктатором", как ваша мама. |
Однако, хотите вы или нет, но на стиль вашего взаимодействия с ребенком влияет еще один фактор, который вами, возможно, и не осознается. Во многих семьях из поколения в поколение не меняется манера общения с детьми. Почему? Потому, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка еще в дошкольном возрасте. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Вы не исключение. Неслучайно говорят, что, если хочешь изменить человека, начни с его прабабушки.
© 2010 Thinkstock
|
Таким образом, из поколения в поколение происходит наследование стиля
общения: большинство женщин воспитывает детей так, как их самих
воспитывали в детстве. Это относится и к манере поведения, и к стилю
общения. И в этом нет ничего плохого, если не перенимаются
отрицательные, негативные модели поведения. А что же можно?
К сожалению, не всегда родители воспитывают девочек, опираясь на
любовь, желание понять, стремление учитывать их индивидуальные
особенности. И довольно часто выросшие девочки, ставшие мамами,
демонстрируют своим малышам безучастность, авторитарность, неумение и
нежелание слушать и общаться. |
Однажды я ехала на дачу в переполненной электричке. Рядом со мной сидела женщина, у окна – ее дочка, девочка лет пяти. У них было много вещей, и мама поставила их под сидения. Поезд тронулся, женщина вытащила из сумки журнал и начала читать, а девочка с интересом смотрела в окно. Вскоре это занятие ей надоело, и она обратилась к матери:
© 2010 Thinkstock
|
- "Мама, можно я достану из рюкзака куколку?"
- "Нельзя", - ответила женщина. Действительно, в такой тесноте
беспокоить пассажиров было бы не совсем тактично. Прошло несколько
минут.
- "Мама, посмотри, какой теленочек …"
- "Отстань", - услышала девочка, прерванная на полуслове. Прошло еще какое-то время.
- "Мама, а мы скоро приедем?".
- "Не мешай мне читать", - не поднимая глаз, ответила мать.
- "Мама, можно я картинки в твоем журнале посмотрю?".
- "Нельзя".
- Девочка опустила голову и со слезами в голосе тихо проговорила: "Это нельзя, это нельзя, это нельзя. А что можно?"
- Мать, не меняя позы и интонации безучастности, ответила: "Можно спокойно посидеть и помолчать". "Мне некогда!" У семейной женщины
после работы и в выходные дни, как правило, много домашних дел. Нередко
случается так, что бытовые обязанности становятся значимее ребенка.
Конечно, его можно занять чем-то интересным или предложить ему
самостоятельно найти дело по душе. Но иногда кажется, что даже на это у
некоторых мам не хватает времени.
© 2010 Thinkstock
Нередко женщина одёргивает своего малыша на каждом шагу: "Нельзя так
говорить! Нельзя так делать! Нельзя это брать!" Запрет часто
соседствует с угрозами: "Нельзя! Сейчас возьму ремень!". Иногда он
слышит от мамы: "Отстань! Сам поиграй! Не надоедай! Как я от тебя
устала!" |
Порой случается так, что малыш не вовремя обращается с просьбой
поиграть с ним или рассказать ему сказку. Он слышит "Не мешай!", когда
мама читает, отдыхает на диване, смотрит телевизор, разговаривает с
подругой по телефону. А для некоторых женщин ребенок становится помехой
даже в тех случаях, когда предлагает свою помощь в уборке квартиры,
стирке белья или приготовлении обеда: "Не мешай! Ты что? Слов не
понимаешь? Иди в свою комнату!". Во всех подобных случаях ребёнок,
возможно, пока и неосознанно обижается, интуитивно чувствует к себе
неуважение и даже нелюбовь, тем более, когда за его "надоедливостью"
следует наказание. "Ну, ладно…" Чувства и настроения ребенка
переменчивы, он не может долго обижаться, пребывать в унынии или
бездействии. И вот он снова стоит перед мамой и в очередной раз в
течение дня просит дать ему какую-то вещь, позволить что-то сделать или
уделить ему время. Силы выдержать характер в "борьбе" с собственным
чадом хватает далеко не всем. Терпение женщины, как говорится,
лопается, и тогда малыш слышит: "На, только отстань"; "Ну, ладно, неси
сюда свою книжку про динозавров" и т.п.
Такие вынужденные уступки и непоследовательность в родительском
поведении, представленные как одолжение, существенно вредят
воспитательному процессу.Есть
одно важное правило в поведении родителей с детьми, которое многие мамы
не соблюдают. Не следует общаться с ними вполсилы, играть, с
нетерпением ожидая, когда же эта игра закончится, слушать и не слышать,
думая о чём-то своем, рассказывать сказку, торопясь её закончить. Одним
словом – нельзя делать всё в полдуши, дети сразу же это почувствуют.
Понятно, что у малыша много энергии – ему хочется побегать,
покувыркаться, помахать ручками или ножками, покричать. Физически
ребёнок долго не устаёт. Он не поймёт вас, если вы скажете, что устали,
и в его глазах вы увидите разочарование. Соревноваться с малышом в
энергичности бесполезно, любой здоровый ребёнок загоняет взрослого,
если игра ему по нраву.
Вы действительно устали и хотите посидеть, а он стал зайчиком и просит
вас превратиться в лисичку и побегать за ним? Придумайте для себя
приемлемую роль в будущей игре: изображать, например, не бегающую
лисичку, а коварно сидящую в засаде. Всегда можно откликнуться на
предложение ребенка, изменив правила игры. Значительно лучше, когда
малыш слышит от мамы: "А давай…" – вместо: "Ну ладно, только отвяжись".
"Мамы всякие нужны?"
Психологами установлено, что, если малыш получает полноценное питание и
хороший уход, но лишен постоянных контактов с матерью, он плохо
развивается физически: медленно растет, худеет, теряет жизненный тонус
и иммунную защиту. Кроме того, недостаток материнского внимания и
доброты в раннем детстве ведёт к снижению у ребёнка интеллекта, срывам
в поведении, нервному напряжению и усилению агрессивности. |
Иногда в психике ребёнка происходят изменения, которые в последующем
трудно устранить. Причём особенно важно отметить, что речь идёт не
только и даже не столько об умственном развитии, сколько о нравственных
качествах личности.
Нередко мы слышим или сами произносим народную мудрость: "Дай, Бог, детей и дай хороших". Получается, что тут уж как повезет. Складывается впечатление, что необходимо существенно сместить акценты. Вероятно, правильнее говорить: "Дай, Бог, детей хорошим родителям".
А как вы думаете, вашему малышу повезло с родителями, в частности с мамой?
Иллюстрации с сайта:
© 2010 Thinkstock.
|