Мама вполсилы. Критический взгляд |
![]() |
Медицина - ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ | ||||||
25.02.2010 14:01 | ||||||
![]() © 2010 Thinkstock
Вы довольны своей жизнью. У вас прекрасная работа, любимый и любящий
муж, чудесный малыш. Возможно, вы никогда не задумывались над вопросом:
а хорошо ли вашему ребенку с вами? Меняются времена, меняются нравы, меняются подходы к образованию и воспитанию детей. Способы и методы взаимодействия матери с ребенком зависят от определенных педагогических идей, которые ей близки, от ее окружения, стиля общения между другими членами семьи, возраста, образования, условий быта и многих других факторов. Наше время характеризуется тем, что мы постоянно спешим куда-то, стремясь преуспеть в своих делах, заработать больше денег и добиться карьерного успеха, а наши дети вынуждены существовать с нами в одном темпе. Им невольно приходится жить в состоянии постоянного напряжения. К сожалению, некоторые мамы, пребывая в непрекращающейся спешке, превратили процесс воспитания своих чад в некую дрессуру. Складывается впечатление, что они существуют лишь для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы: "Вымой руки. Поешь. Делай уроки. Ложись спать и т.п.". Одного поля ягоды Возможно, вам кажется, что в своем обращении с ребенком вы нисколько не похожи ни на свою бабушку, ни на свою маму. Ваш малыш растет в совершенно иной атмосфере, чем та, в которой прошло ваше детство.
Однако, хотите вы или нет, но на стиль вашего взаимодействия с ребенком влияет еще один фактор, который вами, возможно, и не осознается. Во многих семьях из поколения в поколение не меняется манера общения с детьми. Почему? Потому, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка еще в дошкольном возрасте. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Вы не исключение. Неслучайно говорят, что, если хочешь изменить человека, начни с его прабабушки.
Таким образом, из поколения в поколение происходит наследование стиля общения: большинство женщин воспитывает детей так, как их самих воспитывали в детстве. Это относится и к манере поведения, и к стилю общения. И в этом нет ничего плохого, если не перенимаются отрицательные, негативные модели поведения. А что же можно?
Однажды я ехала на дачу в переполненной электричке. Рядом со мной сидела женщина, у окна – ее дочка, девочка лет пяти. У них было много вещей, и мама поставила их под сидения. Поезд тронулся, женщина вытащила из сумки журнал и начала читать, а девочка с интересом смотрела в окно. Вскоре это занятие ей надоело, и она обратилась к матери:
- "Мама, можно я достану из рюкзака куколку?" - "Нельзя", - ответила женщина. Действительно, в такой тесноте беспокоить пассажиров было бы не совсем тактично. Прошло несколько минут. - "Мама, посмотри, какой теленочек …" - "Отстань", - услышала девочка, прерванная на полуслове. Прошло еще какое-то время. - "Мама, а мы скоро приедем?". - "Не мешай мне читать", - не поднимая глаз, ответила мать. - "Мама, можно я картинки в твоем журнале посмотрю?". - "Нельзя". - Девочка опустила голову и со слезами в голосе тихо проговорила: "Это нельзя, это нельзя, это нельзя. А что можно?" - Мать, не меняя позы и интонации безучастности, ответила: "Можно спокойно посидеть и помолчать". "Мне некогда!" У семейной женщины после работы и в выходные дни, как правило, много домашних дел. Нередко случается так, что бытовые обязанности становятся значимее ребенка. Конечно, его можно занять чем-то интересным или предложить ему самостоятельно найти дело по душе. Но иногда кажется, что даже на это у некоторых мам не хватает времени. ![]() © 2010 Thinkstock
Порой случается так, что малыш не вовремя обращается с просьбой
поиграть с ним или рассказать ему сказку. Он слышит "Не мешай!", когда
мама читает, отдыхает на диване, смотрит телевизор, разговаривает с
подругой по телефону. А для некоторых женщин ребенок становится помехой
даже в тех случаях, когда предлагает свою помощь в уборке квартиры,
стирке белья или приготовлении обеда: "Не мешай! Ты что? Слов не
понимаешь? Иди в свою комнату!". Во всех подобных случаях ребёнок,
возможно, пока и неосознанно обижается, интуитивно чувствует к себе
неуважение и даже нелюбовь, тем более, когда за его "надоедливостью"
следует наказание. "Ну, ладно…" Чувства и настроения ребенка переменчивы, он не может долго обижаться, пребывать в унынии или бездействии. И вот он снова стоит перед мамой и в очередной раз в течение дня просит дать ему какую-то вещь, позволить что-то сделать или уделить ему время. Силы выдержать характер в "борьбе" с собственным чадом хватает далеко не всем. Терпение женщины, как говорится, лопается, и тогда малыш слышит: "На, только отстань"; "Ну, ладно, неси сюда свою книжку про динозавров" и т.п. Такие вынужденные уступки и непоследовательность в родительском поведении, представленные как одолжение, существенно вредят воспитательному процессу.Есть одно важное правило в поведении родителей с детьми, которое многие мамы не соблюдают. Не следует общаться с ними вполсилы, играть, с нетерпением ожидая, когда же эта игра закончится, слушать и не слышать, думая о чём-то своем, рассказывать сказку, торопясь её закончить. Одним словом – нельзя делать всё в полдуши, дети сразу же это почувствуют.
Понятно, что у малыша много энергии – ему хочется побегать,
покувыркаться, помахать ручками или ножками, покричать. Физически
ребёнок долго не устаёт. Он не поймёт вас, если вы скажете, что устали,
и в его глазах вы увидите разочарование. Соревноваться с малышом в
энергичности бесполезно, любой здоровый ребёнок загоняет взрослого,
если игра ему по нраву. Вы действительно устали и хотите посидеть, а он стал зайчиком и просит вас превратиться в лисичку и побегать за ним? Придумайте для себя приемлемую роль в будущей игре: изображать, например, не бегающую лисичку, а коварно сидящую в засаде. Всегда можно откликнуться на предложение ребенка, изменив правила игры. Значительно лучше, когда малыш слышит от мамы: "А давай…" – вместо: "Ну ладно, только отвяжись". "Мамы всякие нужны?"
Иногда в психике ребёнка происходят изменения, которые в последующем
трудно устранить. Причём особенно важно отметить, что речь идёт не
только и даже не столько об умственном развитии, сколько о нравственных
качествах личности. Нередко мы слышим или сами произносим народную мудрость: "Дай, Бог, детей и дай хороших". Получается, что тут уж как повезет. Складывается впечатление, что необходимо существенно сместить акценты. Вероятно, правильнее говорить: "Дай, Бог, детей хорошим родителям". А как вы думаете, вашему малышу повезло с родителями, в частности с мамой? Иллюстрации с сайта: © 2010 Thinkstock. |