Никогда не задумываясь над вопросом, что такое детское баловство, когда оно начинается и с чем его едят, я оказалась на удивление к нему подготовлена.
Нет, у меня не идеальный ребенок. Нет, я не идеальная мать. И – что
нуждается в обязательном уточнении – я не слепа в своей материнской
любви и не идеализирую своего ребенка. Но я утверждаю: баловство –
понятие придуманное, в природе его не существует. И я имею смелость
отнести это утверждение не только к своему ребенку, но и вообще ко всем
детям.
Давайте разберемся! Что мы, взрослые, называем баловством? Действия
ребенка, которые или мешают нам, или отличаются от наших представлений о
том, что должен делать малыш в данный момент и в данной ситуации, или
поведение ребенка, которому мы не находим объяснения и которое нас
почему-то беспокоит.
А что есть баловство, с точки зрения ребенка? Например, в разгар
интересного разговора родителей с гостями малыш начинает громко стучать
палкой по коробке. Все уверены, что он балуется, но ребенок делает это
не потому, что хочет досадить взрослым. Ему интересно, что станет с
коробкой – прогнется ли? Сломается ли палочка? А может, что-то еще
произойдет с этими предметами – ведь многие трансформации ему кажутся
загадочными и непредсказуемыми! Или он вдруг остро ощутил нехватку
родительского тепла и интуитивно пытается хоть на несколько секунд
привлечь к себе внимание.
Выкинул папины часы в мусорное ведро? Продолжает так делать, несмотря на
внушения? Еще бы! Ведь папа сразу становится таким эмоциональным!
Меняются голос, лицо, интонации, движения. Пусть они даже становятся
пугающими – но ведь это так интересно! Это нечто новое, за чем хочется
наблюдать снова и снова.
Малыш начинает "беспричинно" хныкать и канючить именно в тот момент,
когда мама в беседе с подругой по телефону подошла к самой кульминации
откровений? Скорее всего, он просто чувствует себя обделенным: уже
полчаса мама так бурно выражает эмоции, и все они его не касаются
(психологически это почти как если бы мама демонстративно ела всякие
вкусности, а ему не дала бы ни конфетки).
А еще ребенок ощущает, что с ним мама чаще
говорит "понарошку", что настоящих сильных эмоций он почему-то у нее не
вызывает (или вызывает редко), а вот сейчас можно вклиниться, впрыгнуть в
фонтан чувств – и это шанс, что его тоже окатит волной сверкающих брызг
искренности.
Малыш носится, сшибая все на своем пути, и не внемлет никаким
увещеваниям? Баловство? А может, у него давно не было должной физической
активности, и накопленную энергию он просто не может держать в себе?
Путается под ногами, норовит попасть "под руку" или забраться на колени –
как раз тогда, когда руки заняты? Отложите на 5 минут дела, обнимите
маленького, посидите немного с ним рядом, баловство исчезнет, как не
бывало…
Одним словом, если присмотреться к любой из ситуаций, в которых дети
"балуются", то получается, что баловства, как такового, в природе не
существует! Я попробовала упорядочить эти ситуации, и они довольно
стройно организовались в несколько групп:
1. Знакомство с миром. Ребенок изучает свойства окружающего мира
(физического или эмоционального). 2. Моральный дискомфорт. Ребенок
пытается привлечь внимание взрослых. Что, в свою очередь, может
происходить потому, что
- ему не хватает внимания, эмоциональных контактов, проявлений любви со
стороны взрослых;
- ему скучно, и его не научили (или – если он маленький – ему еще не
время) какое-то время играть самостоятельно. 3. Физический дискомфорт.
- У ребенка что-то болит, а он не отдает себе в этом отчет или не может
это выразить.
- У него накоплен избыток энергии, которую некуда девать.
Конечно, мы сейчас не говорим о взрослых детях, которым не привиты элементарные навыки культурного поведения. Речь также
не идет о детях с какими-либо отклонениями в психике или физиологии – в
этом случае о баловстве и вовсе нет речи.
Вот и получается, что, вместо того, чтобы задумываться о причинах так
называемого баловства, нам, взрослым, стоит обратить внимание на
потребности наших детей и научиться лучше их понимать.