Оценка лабораторных исследований



Белая Клиника




Онлайн консультация:


Главный врач центра, врач высшей категории
Вдовин Валентин Иванович
проведет онлайн консультацию на интересующие вас темы.


Подробнее...

Контакты:
Skype (valentin200440)

Наш адрес: Ростовская область, г. Таганрог
ул.Дзержинского, 154-6
(8634) 36 46 01

ЛицензияЛО-61-01-001709

 
Аутисты обладают сверхспособностями? PDF Печать E-mail
Медицина - ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ
31.05.2009 13:09

Что такое аутизм
Аутизм – состояние, при котором мысли, чувства и желания подчиняются собственному мироощущению и не согласуются с действительностью. Симптомы становятся очевидны на втором году жизни, с двух до пяти лет  формируются аутистические защиты: в это время дети максимально уходят в себя. Все симптомы аутизма можно встретить  у трех-пяти детей из 10 тысяч. В мягкой форме он проявляется у 40 из 10 тысяч детей, причем у мальчиков втрое чаще, чем у девочек.

Звонок будильника их оглушает, свет настольной лампы, словно прожектор, бьет по глазам, одежда царапает кожу, а лица кажутся пугающей мозаикой – примерно так воспринимают мир миллионы больных аутизмом. Швейцарские нейрофизиологи Камилла и Генри Маркрам (Kamilla, Henry Markram) из Института мозга в Лозанне утверждают, что смогли понять механизм этого заболевания. До сих пор большинство ученых считали, что проявления аутизма вызваны сбоями в работе некоторых отделов головного мозга. Маркрамы полагают, что причина болезни иная: не нарушения, а избыточная активность мозга, которая обусловлена генетическими особенностями или спровоцирована негативным воздействием на эмбрион (например, лекарств, которые принимала мать) в первом триместре беременности. «Для аутистов характерен аномальный рост мозга в первый год жизни, – поясняет Камилла Маркрам, – к двум-трем годам он превышает средние размеры на 10%. Часть этого объема образуют особые структуры в стволе головного мозга – нейронные пучки, имеющие избыток соединительных отростков. Каждый работает как микропроцессор: необычайно быстро обрабатывает информацию и устанавливает множество новых связей с другими нейронными пучками. Эти гиперреактивность и гиперпластичность и лежат в основе аутизма».Когда мозг не успевает соединить  в целое множество деталей, человек воспринимает мир как фрагментарный и чрезмерно насыщенный. «Аутисты воспринимают, чувствуют, помнят слишком ярко и слишком много, – говорит Камилла Маркрам. – Их мозг перегружен и не справляется с потоком информации». Стараясь спрятаться от назойливого мира,  аутист замыкается в себе, в своих привычных ритуалах, маниакально повторяя то, что однажды запомнил. В то же время гиперпластичность мозга в некоторых случаях стимулирует сверхспособности (феномен знатока) и сверхпамять.

Если гипотеза Камиллы и Генри Маркрам* верна, важно как можно раньше отмечать необычное поведение младенцев, оберегать их от сенсорных перегрузок (например, с помощью наушников, подавляющих шумы), учить их взаимодействовать с другими людьми, выявлять и развивать сильные стороны, связанные с особенностями их мозга.

«Связь с ними можно восстановить»

Psychologies: Согласны ли  вы с тем, что аутизм может быть связан с избыточной активностью мозга?
Марина Бардышевская: Эта гипотеза согласуется со многими наблюдениями. Сверхвосприимчивость аутичных детей  исследовали и советские специалисты Виктор и Клара Лебединские. Они, в частности, считали, что аутичное восприятие изначально «негативно»: аутист  отрицательно относится  к любому опыту. Их мозг сверхвосприимчив, но психическая активность  у ребенка низкая. Он,  например, может запоминать огромный объем информации, но это не развивает его,  он не приобретает индивидуальный опыт.

Сверхчувствительный ребенок непременно вырастет не таким, как все?
Многое зависит от эмоционального состояния матери после родов. Мать, подверженная перепадам настроения, испытывающая противоречивые чувства, может невольно спровоцировать развитие болезненных симптомов. А если мать спокойна  и полностью поглощена  ребенком, она оберегает  и защищает его, как кокон.

Как понять, что твой  ребенок особенный?
Можно заметить, что младенец гипервозбудим  и страдает: не может спать, то захлебывается, то не берет грудь и голодает. Или, наоборот, малыш слишком покорный: часами сосредоточен на одном ощущении, не просится на руки, может долго оставаться один. Позднее таким детям неприятны прикосновения, они не понимают игр вроде «ладушек», не используют и не воспринимают указательные жесты, поэтому так трудно привлечь  их внимание.

Чем можно им помочь?
Чтобы ребенок смог жить среди людей, нужно убедить его, что живое лучше, чем неживое. Это очень непросто: аутисты предпочитают все неизменное и пугаются других людей просто потому, что лица выражают разные эмоции, меняются. Поэтому им легче нарисовать человека со спины, а мамин портрет их иногда привлекает больше, чем сама мама. Им нравится делать одно и то же, например, бесконечно пересказывать «Симпсонов» – и только потом можно попросить  их придумать новую серию с теми же персонажами. Они любят общаться  с компьютером, доверяют ему и с его помощью осваивают многое из того, что мы понимаем интуитивно. Конечно, бывают необходимы лекарства, диета,  помогают разные виды психотерапии, например холдинг-терапия, когда мать, долго удерживая  ребенка в объятиях, по-степенно восстанавливает  телесную и эмоциональную связь с ним. Чтобы достучаться до аутичного ребенка, нужно действовать очень осторожно,  деликатно. Это долгая,  но необходимая работа.

Марина Бардышевская – доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, автор книги «Диагностика психического развития ребенка»

 

 
http://twitter.com/vvdovin

Сейчас 447 гостей онлайн
Rambler's Top100


http://www.zdorovieinfo.ru/