Аутисты обладают сверхспособностями? |
![]() |
Медицина - ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ |
31.05.2009 13:09 |
Звонок будильника их оглушает, свет настольной лампы, словно прожектор, бьет по глазам, одежда царапает кожу, а лица кажутся пугающей мозаикой – примерно так воспринимают мир миллионы больных аутизмом. Швейцарские нейрофизиологи Камилла и Генри Маркрам (Kamilla, Henry Markram) из Института мозга в Лозанне утверждают, что смогли понять механизм этого заболевания. До сих пор большинство ученых считали, что проявления аутизма вызваны сбоями в работе некоторых отделов головного мозга. Маркрамы полагают, что причина болезни иная: не нарушения, а избыточная активность мозга, которая обусловлена генетическими особенностями или спровоцирована негативным воздействием на эмбрион (например, лекарств, которые принимала мать) в первом триместре беременности. «Для аутистов характерен аномальный рост мозга в первый год жизни, – поясняет Камилла Маркрам, – к двум-трем годам он превышает средние размеры на 10%. Часть этого объема образуют особые структуры в стволе головного мозга – нейронные пучки, имеющие избыток соединительных отростков. Каждый работает как микропроцессор: необычайно быстро обрабатывает информацию и устанавливает множество новых связей с другими нейронными пучками. Эти гиперреактивность и гиперпластичность и лежат в основе аутизма».Когда мозг не успевает соединить в целое множество деталей, человек воспринимает мир как фрагментарный и чрезмерно насыщенный. «Аутисты воспринимают, чувствуют, помнят слишком ярко и слишком много, – говорит Камилла Маркрам. – Их мозг перегружен и не справляется с потоком информации». Стараясь спрятаться от назойливого мира, аутист замыкается в себе, в своих привычных ритуалах, маниакально повторяя то, что однажды запомнил. В то же время гиперпластичность мозга в некоторых случаях стимулирует сверхспособности (феномен знатока) и сверхпамять. Если гипотеза Камиллы и Генри Маркрам* верна, важно как можно раньше отмечать необычное поведение младенцев, оберегать их от сенсорных перегрузок (например, с помощью наушников, подавляющих шумы), учить их взаимодействовать с другими людьми, выявлять и развивать сильные стороны, связанные с особенностями их мозга. «Связь с ними можно восстановить» Psychologies: Согласны ли вы с тем, что аутизм может быть связан с избыточной активностью мозга? Сверхчувствительный ребенок непременно вырастет не таким, как все? Как понять, что твой ребенок особенный? Чем можно им помочь? Марина Бардышевская – доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, автор книги «Диагностика психического развития ребенка» |