Даже в самом простом обычае любого народа скрыта древняя мудрость. Что
уж говорить о традициях японцев, людей, ставших живыми символами
великих тайных знаний Востока! Для них нет ничего не живого: и камень
дышит, и дерево чувствует, и вода умеет говорить. Это и есть цельное и
универсальное космическое мышление, столь гармонично и искусно
соединяющее в себе и науку и религию.
Рождение мистерии
Японцы, как известно, самые горячие поклонники зелёного чая. И они пристрастили к нему почти весь мир! И дело здесь не только в том, что у Японии, вообще, есть чему поучиться. Тут ещё важен и фактор стремления самых передовых людей мира как раз прорваться к универсальному мировосприятию, дающему возможность стать воистину земными гражданами Вселенной!
А поэтому к церемонии питья зелёного чая, который жители Страны
Восходящего Солнца почтительно называют "о-тя", надо относиться как к
мистерии.
Так когда же родилась эта мистерия?
Тя-но-ю — так называется
по-японски строго регламентированное искусство приготовления и питья
чая в присутствии гостей. Оно берёт начало в У11 веке, когда участники
медитации в дзэен-буддийских храмах Китая утоляли жажду во время
медитации. Именно тогда участники мистерии, или мисты, выражаясь
западным языком, и заметили, что зелёный чай обладает тонизирующими и
оздоровительными свойствами. Но это была только внешняя часть открытия,
а внутренняя заключалась в том, что чай давал удивительное свойство
гармонии, мудрости и просветления.
В Японии эта ритуальное чаепитие обрело свои совершенные и законченные
формы. Считается, что это произошло в период между 794 и 1192 годами,
именуемый в Японии Хэйан дзидай. Это ритуальное чаепитие стало
неотъемлемой частью светской культуры Японии. Впрочем, почему только
светской? Ведь Восток не любит что-то делить на части, а предпочитает
относиться ко всему, как к единому целому, взаимосвязанному. Поэтому
тут надо говорить и о светской, и о духовной культуре. Ведь человек,
принимающий участие в ритуальном чаепитие, становится ещё и приобщённым
к духовным, вселенским истинам. Даже если порой он и не задумывается об
этом.
К церемониальным атрибутам, которые, как и принято в мистерии, лучше
назвать священными, относятся: металлический чайник, бамбуковый веничек
для взбивания пены, деревянная ложка для чайного порошка и керамическая
чашка. Все эти предметы очень просты, но исключительно изящны.
Теперь попробуем понять вселенский смысл этих земных предметов.
Итак, металлический чайник.
Он символизирует горячее тело молодой планеты, только что рождённой и
готовой к появлению жизни на ней. Металл особенно хорошо передаёт
состояние этой огненности.
Остановимся на бамбуковом веничке
для взбивания пены. Как известно из тайных наук, бамбук наиболее
напоминает позвоночник человека. А что такое позвоночник? Это, прежде всего, энергопровод, по которому к нам и устремляются космические энергии. В случае чайной церемонии бамбуковый веничек символизирует тот незримый вселенский коридор, по которому Великий Огонь, или Зарождающий Жизнь Энергопоток, устремляется к планете, ожидающей его. Он символ активного Мужского Начала.
А вот вода становится Женским Началом. И не зря самым ответственным моментом в чайной церемонии считается тот момент, когда мастер насыпает порошок, или матчу, в чашу, заливает его водой и взбивает веничком пену. Это же великая мистерия зарождения жизни! И мастер тут уподобляется Великому Мастеру, а, значит, Творцу, или по-восточному Тао или Дао.
Интересно, что существует два типа церемониального чая: густой и жидкий.
Первый готовят в керамической чаше, которую затем пускают по кругу.
Нужно сделать из неё глоток, обтереть край и передать соседу. Во втором
случае напиток отдельно готовится для каждого гостя. Густой, "общий",
чай - это единая вечная жизнь, дающаяся всем живым существам во
Вселенной. А жидкий, "индивидуальный" чай - это жизнь каждого человека,
со всеми её кармическими особенностями. Эта та самая жизнь, что даётся
на одно воплощение, потому она и не такая густая.
Четыре стороны гармонии
Всё происходящее в чайном домике (а не где-нибудь на кухне, как это
сделали бы мы в России!), полно значения и смысла. И суть можно свести
к четырём принципам.
Принцип первый - это единение человека с природой и желание упорядоченности мироздания. Принцип второй - это почтение,
выражающееся в равноправии участников действия. Вход в чайный домик
раньше делали очень низким, не выше 90 см, чтобы подчеркнуть равенство
тех, кто переступает через его порог. Сейчас, правда, имеется и обычная
дверь.
Главное, что тут подчёркивается равенство возможностей каждой
зарождённой во Вселенной твари. Потому в каждой разлит этот
Божественный напиток, часть Творца, а, значит, и носитель части Творца вправе претендовать на восхождение по бесконечной лестнице вселенской эволюции.
Третьим принципом можно назвать чистоту или очищение через соприкосновение с прекрасным. И четвёртый принцип - это тишина. Без неё невозможна медитация. Но это не простая тишина, она символизирует то, что называется в эзотерике Голосом Безмолвья.
Расписано по нотам. Вселенским
Чайная церемония требует строго соблюдения канонов. От них так же
нельзя отступать, как от последовательности семи дней творения в
христианской традиции.
Тут уместно не столько выражение: "разложить по полочкам", сколько "расписать по нотам". По вселенским нотам!
1. Ритуал начинается с прогулки по специальному саду. Все земные заботы надо оставить на каменной дорожке. Потому что нельзя приобщаться к вселенским истинам, если вас мучают проблемы бренного мира.
2. Далее следует омовение рук и полоскание рта из каменного сосуда.
Необходимое очищение перед вступлением в Храм Вселенской Мудрости.
3. Перед употреблением напитка полагается отведать печенье о-каси. Его подают на плотной бумажной салфетке. А уж потом распорядительница церемонии – ханто - предложит вам чай в чашке без ручки наподобие пиалы — тяван.
Это так напоминает христианский обычай приобщения "к плоти и крови
Христовой"! Иными словами, вам дают возможность ощутить себя частью —
Единого Целого!
4. Поклонившись ханто, как символу Высшего Женского Божества (Матери
Богов в эзотерике), нужно принять чашку правой рукой, а левой слегка
придерживать её внизу. Правая рука здесь главная, потому что
свидетельствует о том, что в тайной мудрости вы идёте по правому пути.
Проявите почтительность, поставив тяван между собой и соседом слева.
Уступать ему необязательно — достаточно просто поклониться и
произнести: "Осакни тёдай итасимас!" — "Простите, я пью раньше вас!", - а затем поместить чашку перед собой.
5. Теперь скажите спасибо хозяйке чайного домика — тэйсю (не путать с ханто). Тут нужно не только поклониться, но и произнести ритуальную фразу: "Тёдай итасимас!"
или "Принимаю с благодарностью!" Вообще, благодарность по отношению к
Высшим Силам рекомендуется во всех религиях. Слова благодарности – это
тот световой поток, что соединяет вас с Высшим Источником, а, значит,
делает энергию действия куда более эффективной.
6. Теперь нужно поставить тяван на левую ладонь, поднять перед собой и,
слегка наклонившись вперёд, прокрутить дважды по часовой стрелке.
Вращение символизирует зарождение жизни, ведь именно вращение галактик
и рождает миры. Почему надо вращать дважды? Да потому, что в тайных
науках существует два великих вращения, два ритма. Большой, или
вселенский, что называется в эзотерике Махаван, и малый, или земной, Чатован. Словом, вы вошли в ритмический режим Творца!
7. Вы заметили рисунок или орнамент на чашке? Отпейте чай с другого бока. Орнамент - это то, что принадлежит Единому и Вечному, Божеству, Творцу, а вы пьёте с другого конца. Творец делится с вами Собой, даёт все те возможности, что имеет Он Сам! Осушив тяван до дна, протрите его край большим и указательным пальцами правой руки. И при этом только один раз слева направо. После чего вытрите их поданной салфеткой. Пустую чашку на стол не ставьте!
8. Поверните её правой рукой против часовой стрелки дважды так, чтобы
её передняя часть была обращена к вам, и лишь затем поставьте на стол.
Здесь важно то, что вы поворачиваете чашку против часовой стрелки.
Движение против часовой стрелки означает то, что вы как бы вышли из-под
власти времени, того мира, где оно всесильно. Творец не боится времени.
И его Большой цикл и ваш малый теперь созвучат друг другу. Вы больше не
боитесь Кроноса, если употреблять европейские имена.
9. Продолжая восхищаться тяваном, поднимите его вновь и поверните
против часовой стрелки двумя движениями так, чтобы передняя сторона
была обращена к распорядительнице церемонии. В конце чашка должна
вернуться на то место, откуда её подали вам в самом начале.
Вы выполнили главную задачу бессмертной человеческой монады, которой
даётся столько жизней. Вы снова полностью соединились с Творцом,
приобщились к Его бессмертию и всезнанию.
Это есть символ погружения в Нирвану, мечта всех мудрецов, идущих по пути духовного развития.
Выпита не просто чашка чая, выпита чашка вселенского чая!
Изящество форм и гармония духа,
И мудрость неведомой здесь тишины,
Дающей нам право великого слуха
Услышать шум вечной незримой волны.
И лечь на неё, больше не различая,
Где время, где место, где жизнь, а где смерть.
Сидящий за чашкой зелёного чая,
Как много ты смог за мгновенье успеть!