Наш адрес: Ростовскаяобласть, г. Таганрог ул.Дзержинского, 154-6
(8634) 36 46 01
Лицензия № ЛО-61-01-001709
Угадать = понять
28.07.2010 11:28
http://kristiriley.com
Ученые показали, что степень
понимания между собеседниками зависит от того, насколько мозг слушателя
может предугадать следующие, еще не произнесенные слова говорящего, и
полагают, что такое "сопряжение мозгов" лежит в основе многих других
социальных взаимодействий людей.
Группа ученых под руководством Ури Хассона из Принстонского университета
в США показала, что в процессе передачи и восприятия информации с
помощью устной речи мозг говорящего и слушателя работают практически
зеркально и практически синхронно. Это означает, что у них
активизируются одни и те же отделы мозга, при этом в некоторых областях
активность головного мозга слушателя отстает от таковой в мозге
рассказчика на одну - шесть секунд, а в некоторых, напротив, опережает,
передает РИА Новости.
С помощью новаторской методики, сочетающей в себе магниторезонансную
томографию головного мозга и специальную технологию оптической
звукозаписи, позволяющую без искажений записывать речь говорящего, пока
тот находится в томографе, группа Хассона показала, что процесс передачи
информации и ее восприятия затрагивает самые различные области
головного мозга.
Некоторые из этих областей - височная верхняя извилина, угловая
извилина, височно-теменной стык, так называемая нижняя долька и
некоторые другие отвечают за непосредственное восприятие, первичную
обработку звуков и лингвистические способности человека. Другие, такие
как предклинье полушарий головного мозга, дорсолатеральная
префронтальная кора, глазнично-лобная кора - за смысловое содержание и
социальное значение воспринимаемой информации.
Записав активность головного мозга рассказчика, а также активность 11
слушателей рассказанной им истории, ученые построили математические
модели активности, с помощью которых сумели количественно оценить
степень сопряженности (схожести по пространственным и временным
параметрам) в работе головного мозга говорящего и воспринимающего
человека.
Исследователи показали, что это сопряжение в работе возникает именно в
ходе того, как рассказчик осмысливает произносимую им информацию, а
слушатель осмысливает сказанное. В эксперименте с русскоговорящим
рассказчиком и англоговорящими слушателями, равно как в эксперименте,
где рассказчик озвучивал одну историю, а слушатели затем слушали
совершенно другую, такого сопряжения работы головного мозга наблюдать не
удалось.
При этом ученые с помощью проведенных после эксперимента опросов,
призванных выявить степень понимания слушателем рассказанной истории,
выяснили, что эта степень тем выше, чем больше сопряжение тех отделов
головного мозга, активность которых сначала возникает у слушателя, и
только затем у рассказчика. При этом отделы мозга, помогающие
распознавать и осмысливать речь, у слушателей активизируются всегда
после рассказчика.
Авторы статьи полагают, что отделы головного мозга, активизирующиеся
сперва у слушателей, и только потом у рассказчиков, помогают слушателю
на основании уже осмысленного фрагмента истории предугадать дальнейшее
развитие сюжета за несколько секунд до того, как рассказчик его озвучит.
Чем лучше человек предугадывает, тем лучше он понимает суть и детали
рассказываемой истории.
Ученые уверены, что степень сопряжения в этих отделах головного мозга
может определять не только вероятность, с которой рассказчик и слушатель
могут найти общий язык, но и исход массы других самых разных
межличностных социальных процессов.
"Дальнейшее понимание нервных процессов, помогающих добиться сопряжения в
работе нейронов головного мозга собеседников, может пролить свет на
механизмы, по которым наши умы взаимодействуют между собой и связываются
для формирования сообществ", - пишут авторы в своей статье.