Что делает человека индивидуумом? Особой, непохожей на других
личностью? Конечно, его характер. Какие черты характера наследуются, а
какие приобретаются в социуме? Каким образом рождается неповторимая
индивидуальность каждого конкретного человека? Все это изучает наука
характерология.
Антонина Камышенкова / «Здоровье-инфо»
Классификация характеров с античности до XX века
Попытки классифицировать каким-то образом всю богатую палитру
человеческих характеров и темпераментов предпринимались еще со времен
античности, и были на протяжении столетий крайне разнообразны. Тип
темперамента связывали с особым составом крови, телесными «соками»,
влиянием звезд, линиями на ладонях, звучанием собственного имени и т.д.
Отдельно стоит выделить физиогномику, сторонники
которой за основу определения характера человека брали особенности
строения его лица и мимики. К XIX веку физиогномика дала новое
ответвление – френологию, которая рассматривала не только
черты лица, но и строение черепа человека. В Новом периоде истории
физиогномика, френология, а также другие более или менее внятные теории
объяснения характера, такие как графология (связь характера с почерком) и конституциональный подход – (связь характера и строения тела) оформились в психогностику, являющуюся
донаучным преддверием познания человеческой психики. И она ценна уже
тем, что дала истоки для развития весьма интересных теорий. Таких,
например, как теория Эрнеста Кречмера. По ней характер находится в
тесной связи с физическим строением тела, которое, в свою очередь, во
многом обеспечивается эндокринными факторами.
Подробнее об Эрнесте Кречмере
Эрнест Кречмер – немецкий психиатр, живший и работавший в конце XIX -
начале XX века, именно тогда, когда собственно и появился сам термин Charakterkunde – в переводе с немецкого означающий «Характерология».
На основании экспериментов в своей богатой врачебной практике он
написал научный труд «Строение тела и характер», где классифицировал
характеры, тесно увязав их типы с особенностями телесного строения, и
эта классификация вызывает неослабевающий интерес и споры по сей день.
Кречмер полагал, что психические аппараты, а значит и темперамент
каждого человека, имеют свой телесный коррелят – мозговой центр, и
находится в неразрывной связи с органами чувств, всеми двигательными
центрами и эндокринными железами.
Типы характеров по Кречмеру
Кречмер определил три основных типа характеров, причем все, конечно
же, в зависимости от двух различных групп «химических гормонов»,
которые, в свою очередь, определяют телосложение.
- Пикнический тип. Это человек приземистый, с широкой костью, с толстой шеей и основательным туловищем. По характеру – циклоид. Спокоен, добросердечен, радостно относится к жизни.
- Астенический тип. Человек худощавый, невысокий, лептосомный (узкий). По характеру т.н. шизоид. Молчаливый и замкнутый в себе интроверт.
- Атлетический, смешанный тип. Наиболее
распространенный тип – следствие смешения двух разных групп гормонов.
Высок и физически крепок, по характеру может иметь черты и от
циклического и от шизоидного типа.
При этом, конечно же, эта классификация не подразумевала, что люди
одной группы все как один похожи между собой, ибо внутри каждой из них
происходит дальнейшее разделение в зависимости, например, от того
«направлен ли циклоидный темперамент больше к полюсу веселого и
печального, а шизоидный – к полюсу раздражительного или холодного».
Точно так же циклоидный тип по своему психическому темпу может тяготеть к
полюсу подвижного или же флегматичного, а шизоидный – от порывистого до
тягуче-замедленного. От этих данных как раз зависит множество
индивидуальных оттенков каждой личности.
Дальнейшее развитие характерологии Кречмера
Эти идеи, конечно, не могли остаться не подхваченными. В дальнейшем
кречмеровские типы были дополнены выдающимся русским психиатром Петром
Ганнушкиным (конец XIX - начало ХХ вв.) и нашим современником,
профессором психиатрии Марком Евгеньевичем Бурно. Правда, нельзя не
сказать и о гонениях на эту науку в нашей стране в 30-40 годы. К тому
времени она изменила название, став педологией, и, как и
многие другие науки (генетика, кибернетика) была «предана анафеме»,
будучи обозначена как «буржуазная лженаука», и лишь в 60-е годы была
реабилитирована.
Ганнушкин, собственно, рассматривал область психических расстройств,
пограничных между нормой и патологией. Однако его выводы оказались
далеко за рамками рассмотрения психопатий, ибо какие-то типы характеров
явно были ближе к норме, нежели к не норме. Среди его типов были такие
красноречивые как «мечтатели», «антисоциальные» и «патологические
лгуны». Атлетический тип Кречмера он назвал «эпилептоидом». По Бурно же
внес в палитру типов характеров, такие как:
«застенчиво-раздражительный», «педантичный» , «тревожно-сомневающийся» и
др. Таким образом, сегодня типология основных типов характера, берущая
исток от Кречмера, и прошедшая через Ганнушкина и Бурно, выглядит так:
- Если вы добры, общительны, реалистичны. Адекватно реагируете на события, а внешне – широки и склонны к полноте, то вы циклоид-сангвиник.
Из литературных героев самые яркие примеру, это барон Дю Валлон, больше
известный нам как Портос, а также Санчо Панса, бравый солдат Швейк и
другие добродушные толстяки.
- Если вы худощавы и невысоки, являетесь реалистом, но при этом
склонны к тревоге и сомнениям, и порой переживаете за что-либо до
абсурда, то вы психастеник. Вспомним чиновника из рассказа
Чехова, который умер от после того, как чихнул на лысину какому-то
высокому чину. Не выдержал своей рефлексии по этому поводу. Такому
человеку свойственна гипертрофированная порядочность и мнительность. Он
склонен мучительно обдумывать уже произошедшее, терзая себя, порой
совершенно попусту. «Быть или не быть?» – мучается он. Да-да,
шекспировский Гамлет тоже был психастеником.
- Вы нормального телосложения и обычного роста. Для вас важна
жизнь напоказ, чтобы окружающие знали о ваших переживаниях и были в
курсе вашей жизни. Значит, вы принадлежите к т.н. истерикам. Этот
тип порой склонен даже выдавать себя не за себя самого, и живет в
выдуманной им реальности. Бывает аферистом, но при этом такой
убедительный актер, что ему все верят. Как, например, гоголевскому
Хлестакову или даме из рассказа Сомерсета Моэма, которая играла роль
больной сердечницы и до того вжилась в нее, что в самом деле умерла.
- Вам повезло иметь атлетическое телосложение, обладать сильной
волей и авторитарным характером? Вы не витаете в облаках и являетесь
приземленным прагматиком, при этом умеете руководить людьми? Вы эпилептоид.
Иллюстрация такого типа – это известный российский политик Александр
Лебедь или генерал Де Голль. Хотя данный тип может быть и немного иным.
Например, мольеровский Тартюф прячет стремление управлять людьми за
угодливой и подобострастной манерой поведения. Будучи приживалом, умело
манипулирует своими благодетелями, внося смуту и раздор и тем самым
приближая себя к заветной цели – власти.
- Вы замкнуты в себе, предпочитаете свой богатый внутренний
мир внешнему? Внешне астеничны и легки? Практически не нуждаетесь в
общении, и кое-кто даже считает вас аутистом? Это характеризует вас как шизоида. Такой человек склонен
творить или заниматься наукой, перенося все сложные переживания
внутреннего мира в свою деятельность. Художники кубисты – вот образцы
шизоидных устремлений. Они пишут так «как видят», перенося, например, на
холст разноцветные кубики и шары и объясняя, что это «портрет юноши».
Из литературных героев это набоковский Лужин, живущий в своем мире
шахматных партий, и параллельно проживающий реальную, второстепенную для
него жизнь.
- Вам скучна реальная жизнь, вы порой не знаете, чего хотели бы,
интересуетесь сегодня физикой, а завтра историей Древнего Египта? Это полифонический (мозаичный) характер, который
может сочетать разные, порой несовместимые черты. Человек внешне может
быть похожим на любой из других типов, при этом противоречив и
непоследователен. Яркий пример полифонического творчества – это пьесы
абсурда Годе, фильмы Бунюэля или картины Сальвадора Дали. В них тесно
увязан реализм с вымыслом, концовка может опережать начало, поступки
людей зачастую совершенно необъяснимы. Литературный герой мозаичного
характера – это мистер Рочестер из «Джейн Эйр» или Настасья Филипповна
Достоевского.
Многообразие ветвей характерологии
Мы рассмотрели лишь одну ветку развития характерологии, при том, что
веток и веточек этой науки существует великое множество, причем каждая
из них, как правило, берет свое начало в прошлых столетиях, а чаще всего
– в XIX веке. Есть французские, немецкие и американские и другие
течения. Характер рассматривается в соответствии с элементами
духовности, с типом форм реагирования на раздражители, со спецификой его
поведения и т.д. Существуют также понятия социальной и национальной
характерологии.
Из всех этих разновидностей можно выделить психоаналитическую
характерологию, и прежде всего тем, что она также рассматривает характер
в тесной связи с «телесным». Здесь характер тесно связан и с либидо, и с
эго, а они в свою очередь связаны с детскими переживаниями. Так
«оральный» тип человека – это тот в прошлом ребенок, которого мать мало
кормила грудью, анальный – переживший унижения, генитальный – прошедшие
детские комплексы Эдипа или Электры (влечение к своему родителю
противоположного пола) и фаллический – «жертва» излишне жесткого
давления со стороны родителей. Но кроме «телесного» и там и здесь,
больше ничего общего психоаналитическая и кречмерианская характерологии
не имеют. Более того, с точки зрения психического анализа характер можно
изменить, адаптировав его к своему существованию, а с точки зрения
характерологии по Кречмеру – человек не может изменить нечто, данное ему
при рождении, поэтому надо помочь ему приспособиться к внешним условиям
с учетом особенностей его характера.
Стоит сказать также, что сегодня есть масса попыток классификации
характеров, которые можно было бы назвать «попсой», настолько примитивно
и настолько далеко от мало-мальски научного обоснования они лежат.
Например, некоторые психологи предлагают дифференцировать характер
человека по цвету его глаз.
В завершение
Конечно, нельзя сказать, что кречмерианская характерология идеальна и
неопровержима. На протяжении многих лет ее справедливо критиковали и за
перенос закономерностей, установленных в психиатрической клинике, на
среду нормальных людей, и за недостаточность убедительных статистических
доказательств, и за то, что «телесных» данных явно недостаточно для
изучения всех разновидностей человеческих характеров. Сегодня, конечно,
имеется масса новых возможностей классификаций характера и установления,
от чего именно зависит тот или иной тип. Сегодня ученые могут
использовать такие величины, как нейродинамическая конституция мозга, а
также данные молекулярной биологии и генетики. Все это раскрывает новые
возможности для исследования и познания. Одно остается непреложным –
именно Кречмер дал этому изначальный импульс, будучи передовым
исследователем человеческой психики для своего времени.
|