 © 2010 Thinkstock
Каждому хочется быть услышанным. Если вдуматься, то самые близкие и дорогие нам люди – это те, кто может нас выслушать, те, кто нас понимает. А уж говорить мы горазды! Еще бы – ведь столько в душе невысказанных мыслей, рвущихся наружу чувств, стремящихся обрести законченную форму идей… И в то же время практически каждый из нас признает, что людей, умеющих не только слышать, но и слушать, очень мало. Увы, вопрос "как дела?" - это чаще всего просто дань вежливости, этакий заменитель обычного "привет!", и никакого реального интереса к твоим делам у спрашивающего нет.
|
"Хочешь изменить мир – начни с себя", - гласит древняя мудрость. Не
стоит сетовать на то, что вас не слышат, стоит попытаться научиться
слушать самим. Научившись слушать, вы многое обретете. |
Во-первых, вы станете хорошим собеседником, вызывающим искреннее уважение окружающих. Во-вторых, научитесь этих самых окружающих понимать, отличать правду от лжи, искренность от рисовки. В-третьих, со временем вы сможете услышать и самих себя – и наконец-то себя понять, разобраться в тех самых проблемах, которые раньше приходилось нести на суд людской.
Причиной невнимания при слушании является то, что человек думает в
среднем в десять раз быстрее скорости речевого потока, который он
воспринимает. Поэтому слушающий часто отвлекается, его мысль
перескакивает на посторонние предметы, а потом и вовсе убегает
далеко-далеко от обсуждаемой темы.
Первый совет, касающийся
техники правильного слушания, будет таким: используйте быстроту мысли
для анализа услышанного, его обобщения и систематизации. Старайтесь
мысленно четко проговаривать свои формулировки! Таким образом вы будете
вести с говорящим своеобразный мысленный диалог, правда, озвучивать ли
свои реплики в конце концов – это уже другой вопрос.
|
Говорящий также имеет свойство увлекаться и уходить от темы. Я думаю,
со многими случалась неприятная ситуация: говоришь-говоришь, тебя вроде
бы слушают и даже кивают и поддакивают, и вдруг ты внезапно понимаешь,
что, собственно, уже и забыл, о чем хотел рассказать, в чем видел
первоначальную цель разговора – и получился бессмысленный и пустой треп. |
Обидно и за себя, и за слушателя, во внимательности и толковости которого начинаешь сомневаться. Поэтому второй совет
слушающему будет таким: следите за нитью разговора, задавайте
говорящему вопросы, а если он сбился с темы, аккуратно подведите его к
ней. (Например, "да, здесь сложилась непростая ситуация… нужно будет
обсудить отдельно… так что ты там было дальше с твоим мужем?").
 © 2010 Thinkstock
|
Иногда человек не может найти нужного слова – помогите ему, подскажите пару-тройку синонимов. Если вы до этого внимательно слушали – попадете в точку, вам будут очень благодарны.
Часто нам приходится слушать то, что кажется не слишком интересным и приятным. Тем не менее (и это третий совет) – не убегайте от информации, не уходите в себя. Крупица золота может отыскаться среди груды отбросов, помните об этом.
|
Порой мы находим нечто очень ценное там, где меньше всего рассчитывали.
Начинайте слушать с установкой на то, что непременно получите полезную
информацию – и вы ее получите, не сомневайтесь. Слушайте даже того,
кого всегда считали невыносимым болтуном или скучнейшим занудой, и,
если вы будете хорошо слушать, возможно, помимо столь бросающихся к
глаза (и уши) неприятных качеств, вы откроете в этом человеке душевные
глубины, о существовании которых ранее не подозревали. |
Иногда быстрота мысли может сослужить и плохую службу – человек еще не договорил, а вам кажется, что вы уже все поняли, и хочется уже высказаться самому. Не перебивайте! Не делайте поспешных выводов! Поверье, полную картину не составишь, не изучив всех деталей. Слушайте долго – вот наш четвертый совет. Мудрые не торопятся.
Да, слушание – это испытание терпения. Иногда вас будут раздражать
какие-то особенности речи собеседника (например, тембр его голоса) или
уровень культуры человека (неправильные ударения в словах, речевые
ошибки). На этот случай помните пятый совет:
форма речи не должна заслонять её содержание – нельзя допускать, чтобы
единственным выводом, который вы сделали, выслушав человека, было
что-то типа "ну и противный у него голос!" или "фи, необразованный!"
Научитесь абстрагироваться от раздражающих вас факторов.
 © 2010 Thinkstock
|
Старайтесь использовать синестезию – способность объединять информацию,
идущую от различных органов чувств. Важны не только слова, важен облик
говорящего, важна сама обстановка, в которой все происходит. Слушайте
не только ушами – таков шестой совет.
Есть немало книг, в которых можно прочесть, что означают жесты, мимика, манера речи (к примеру, работы Аллана и Барбары Пиз или Лиллиан Гласс), эти исследования стоит изучить, однако ничто так не обучает умению читать по лицам, как частая практика слушания.
|
Слушайте мир вокруг себя. Слушайте людей, вас окружающих, даже
случайных – в общественном транспорте, в очереди, в лифте.
Воспринимайте это не как подслушивание из любопытства (не стоит давать
разгораться этому мелкому и недостойному чувству!), а как упражнение,
урок слушания, анализа человеческой речи и поведения. |
Каждый из нас бывает и в роли слушающего, и в роли говорящего. И тому,
кто по-настоящему умеет слушать, всегда есть что сказать, мало того –
то, что он говорит, обычно мудро и справедливо. Вот найдите такого
человека и поговорите с ним – убедитесь сами.
Иллюстрации с сайта:
© 2010 Thinkstock. |