Art Renewal Center Это сейчас все ясно и понятно. Каждый школьник покажет и расскажет, что такое любовь и как с ней бороться. А вот человечество шло к понятию и восприятию любви длинным и извилистым путем.
Возьмем для наглядности непревзойденный шедевр Тициана "Любовь земная и любовь небесная".
Кому, как не итальянскому художнику, живописать о любви? Тем более художнику, утопавшему в роскоши и неге, испытавшему на своем веку немалое количество любовных приключений. Достаточно вспомнить имя поэта и порнографа Аретино, которому знаменитый живописец приходился другом. Оный, кстати, не пропускал мимо себя ни одной юбки, о его знаменитых оргиях ходили легенды. Тициан – художник, а поэтому вечный ловец вдохновения, полетов фантазии и в тоже время тонкий знаток человеческого тела.
Работая над картиной "Любовь земная и любовь небесная", Тициан решил сделать невидимое зримым, а таинственное – понятным, он создавал красоту нарядную и красоту обнаженную.
Картина писалась по заказу влюбленного венецианского царедворца Николо Аурелио. Заказчик, будучи уже в летах, решил жениться на богатой молодой вдове. И ко дню бракосочетания он хотел заказать не просто портрет своей возлюбленной, а аллегорическую картину о любви. И поскольку его преклонный возраст был гарантией того, что возле его супруги появится какой-нибудь Казанова, Аурелио поставил перед Тицианом задачу показать возвышенную любовь, противостоящую любви чувственной и низменной.
Тициан пообещал подумать, прекрасно понимая, что речь здесь идет не столько о возвышенной любви, сколько о желании получить богатое приданое молодой вдовушки. Тициан, в свою очередь, в это же самое время был озадачен проблемой выбора между любовью и сладострастием. Об этом судачили все вокруг. Он влюбился в юную Виоланту, дочь своего товарища. Тициан настолько увлекся предметом своего обожания, что забыл обо всех заказах. Наконец обеспокоенный Аурелио напомнил ему, что день свадьбы приближается, а картина Art Renewal Center далека от завершения. И Тициан, раздосадованный тем, что страстная его любовь ничем не увенчалась, выдал городу и миру свое понимание соотношения плотского и возвышенного в любви. Юная избранница Тициана, Виоланта, изображена на картине в двух ипостасях - в виде Любви земной и Любви небесной. Дама, традиционно считающаяся Венерой земной, имеет все атрибуты невесты: бело-голубые одежды, миртовые ветки в руке. Ее платье перепоясано кушаком с пряжкой: эмблема супружества. Перед ней на парапете стоит чаша с драгоценными камнями: символ полноты и благополучия семейной жизни. Любовь небесная обнажена, ей нечего скрывать… |
Не случайны и два зайца вдалеке – символ одновременно и плодовитости и распущенности, они по вполне понятным причинам убегают от двух любовий. К тому же один из них перебежал на сторону любви небесной. Мало того, коварный Тициан убирает с полотна написанную ранее собаку – символ преданности. В первоначальном варианте собака была у ног задумчивой девы.
Купидон, расположившийся между Венерой земной и Венерой небесной, опустил пухлую ручку в фонтан-саркофаг, превращая мертвую воду в живую. Не довольствуясь малым, Тициан идет еще дальше, изобразив на одном из рельефов экзекуцию, произошедшую не так давно, в 1509 году, когда Аурелио приговорил к смерти юриста Бертолуччио Багаротто, отца своей будущей невесты! А что означает шиповник, лежащий на парапете саркофага, известный символ любовных страданий, а так же алые рукава у платья Любви земной и пунцовая накидка у Любви небесной? Понятное дело - страсть! Порывы безудержной страсти подчеркнуты изображением ретивого коня на барельефе.
Правда, тут же страсть как будто умиряется "фонтаном любви" с чудодейственной влагой, способной возвысить плотскую любовь до небесной. Не случайно Купидон вылавливает ручонкой лепестки роз для Любви земной.
Вот вам образец того, как художник выполнил заказ, в то же время поразмыслив о вечном. Причем, к чести Тициана в художнике взял верх отнюдь не "моралист", отстаивающий платонические чувства, и не эрудит, а истинный живописец. |