Однажды, когда Хинг Ши отдыхал на берегу маленького, заросшего ряскою пруда, к нему подошёл второй по значимости поэт Императора и спросил:
— Учитель, скажи, почему я не могу писать такие же прекрасные стихи, как первый поэт Императора? Разве я менее талантлив? Разве я меньше прикладываю к этому усилий?
Учитель взял кувшин, зачерпнул воды, половину вылил на прекрасные цветы, растущие на берегу пруда, а половину обратно в пруд, и сказал:
— Как вода, оросившая цветы, приносят прекрасные плоды твои старания, но как вода, пролитая в пруд, напрасно питает твоя зависть и без того полную чашу.
Хинг Ши. Полная чаша зависти
Зависть - древнейший порок души человеческой, даже, скорее, это явление еще дочеловеческое. В разговорах о зависти частенько вспоминается библейская история братьев Каина и Авеля, но ведь была еще и другая библейская история. До начала вечной схватки добра и зла существовали ангелы, и один из ангелов позавидовал самому Богу, и впоследствии из этого ангела и получился дьявол, итак, началось все не иначе как с зависти. Потому зависть можно оправданно назвать самой настоящей дьявольщиной. Насколько опасна или полезна игра с этим явлением? И насколько значима в жизни каждого из нас зависть? И что это вообще такое – зависть?
Не каждый признается в том, что он завистлив, и здесь не обязательно идет речь о попытке скрыть что-то намеренно, скорее, большинство не осознает, что довольно часто его ум захвачен завистливыми чувствами. Зависть проявляется почти незаметно, казалось бы, в незначимых мелочах, но суть от этого не меняется.
Дарят родители ребенку телефон или, скажем, велосипед, а вместо " спасибо" слышат: "А у Пети круче, модель новее, цвет лучше и т.д." А это самая настоящая зависть, между прочим, – добро чужое увидел и себе пожелал.
Зависть вначале обнаруживается соперничеством, а потом досадой и злобой на того, кому завидуем. Здоровое соперничество – это конечно хороший стимул, главное, помнить, что оно необходимо для вашего собственного развития. И соперник – это инструмент вашего личного тренинга, а не враг. |
Существует в народе странная классификация: зависть белая и зависть черная. Я вот не совсем понимаю, что это такое – "белая зависть", это когда ты смотришь на чужую жизнь и думаешь, "везет же людям, а вот у меня…" - по мне так это та самая зависть, которая разъедает душу. Это ведь не радость за человека, а скорее, наоборот - сердце завидевшего чужое благо омрачено и опечалено.
Зависть - это когда успехи и благополучие другого человека воспринимаются как свое несчастье, а оказываемое другим предпочтение воспринимается как несправедливость по отношению к себе.
Жизнь насквозь пропитана завистью, зависть начинается с мелочей и проникает всюду, как и любая страсть, и если ее не остановить, то она толкает человека не только на необдуманные поступки, но и на преступления. Вспомните великое множество громких историй, вскормленных завистью, ну хотя бы Моцарта и Сальери. Зависть таланту, зависть молодости или зрелости, любви, свободе, вообще - чужой жизни. Почему-то нам всегда кажется: другому лучше и легче живется, но мы забываем, что это лишь наш субъективный взгляд, что действительность может с ним не совпадать.
Может показаться, что слова "разъедает душу" не совсем информативны, то есть возникает конкретный вопрос: какой лично мне вред от моей зависти? Обращая столь усердное внимание на жизнь другого, на его успехи и способности, мы все свое время и энергию направляем на этого человека, вместо того чтобы потратить их на себя самого.
Вместо развития и познания своих способностей и возможностей человек, пораженный завистью, не может уйти от желания получить то же самое, что имеет объект зависти, или переплюнуть счастливчика, получив еще больше " того же самого".
При таком подходе создать что-то принципиально новое невозможно. Можно усовершенствовать и модернизировать, а вот сделать нечто иное и заставить восхититься этим того, кому вы завидуете, не получится, хотя, скорее всего, именно этого вам и хочется! Таким образом, зависть поворачивает взор в сторону объекта зависти и уводит от себя самого, а смотреть в себя самого – гораздо эффективней. |
"Если пожелаешь чужого, возненавидишь своё, потеряешь и то и другое", - говорил св. Николай Сербский. Вот в чем вред зависти. Так что если вам кажется, что желание чужого – это желание получить всё для себя, подумайте: зачем вам чужое, когда своя чаша полна и не исследована. И вам не успеть ее исследовать, если все ваше время и внимание тратятся на чужое. А главное, имейте в виду: не важно, восхваляете и идеализируете вы чью-то жизнь или критикуете и злорадствуете, потому что и то и другое – зависть, закрывающая вам доступ к собственным ресурсам.
Иллюстрации с сайта: © 2011 Thinkstock.
|