 © 2010
Thinkstock
Мне нравится рассматривать старинные чёрно-белые фотографии. Глядя на
них, можно окунуться в те времена и увидеть то, что происходило
давным-давно. Вот фотография девушки в цыганском костюме. О чём может
рассказать она?
|
Женщина пела печальную песню на незнакомом языке и качала люльку с
ребёнком. В поющем голосе слышалась тоска по свободе и простору. Девочка
спала. Красавица нешумно поднялась и босиком подошла к маленькому
сундуку. |
В горнице стояло два сундука: на одном – большом
дубовом – иногда спали гости; другой – маленький резной – был окован
серебром. Женщина, присела и, откинув музыкальную крышку, под красивую
мелодию перебирала вещи в сундуке. Она достала пышный с ладошку чепец.
Чепец был сшит из шифона в форме розы и украшен круговым монисто из
серебряных монет. Часть из них пришита к остову и прикреплена плотно,
другие свободно свисают с краев. Монеты подбирались по размеру и
звучанию. При танце они мелодично позванивали.
Женщина поплакала над бубном (круглым, с широкой обечайкой (глубиной), в
прорезях которой – металлические тарелочки). Так хотелось нарядиться!
Но нет пышной пёстрой юбки и красивой блузки с широкими рукавами. Муж
запретил ей носить такую одежду. До замужества она пела в цыганском
хоре. Богатый купец влюбился и женился, заплатив хору крупный выкуп.
|
Женщина решительно достала деревянную шкатулку, бросила в сундук
головной убор и бубен. Монеты сердито зазвенели, а бубен ухнул глубоким
басом. Накрыла своё богатство большой клетчатой шелковой шалью с
длинными кистями и захлопнула крышку. |
Из высокого шкафа достала тёмную, расширенную к низу юбку, вышитую по
подолу широким узором глади, устроилась у окна за столом и занялась
рукоделием. В шкатулке прятались белые и красные низки крупных
перламутровых бус, серебряные браслеты, колечки, бубенцы. Женщина начала
пришивать серебряные бубенцы узорным швом, располагая его по подолу
чуть выше вышивки.
В люльке заплакала дочка. Она вырастет, и ей достанется цыганское
приданое!
*
* *
 © 2010
Thinkstock
|
Девушка раскинула клетчатый шёлковый платок с длинными кистями на крышке
большого сундука. Костюм её состоял из юбки с пришитыми к ней бубенцами
и ажурной блузки со спущенным плечом, связанной тамбуром, состоящим из
листочков.
Крючком вывязывался листочек и прикреплялся к основе одним концом,
другой край листочка был свободен. Прикреплённый листочек на треть
перекрывался листочком из предыдущего ряда, что давало эффект объёмной
чешуи. Чешуйки приходили в движение при лёгком дуновении ветерка.
|
В её маленькой жизни был тайна – цыганские танцы. В детстве она часто
видела танцующих на площади цыган. Танец её захватывал. Это было
непередаваемое по силе ощущение. Но мама дёргала её за руку и поспешно
уводила с площади. Любимым в гимназии являлся урок хореографии, и
учительница предложила увлекающимся ученицам посещать свободные занятия у
неё на дому. |
В более далёком детстве она примеряла на себя вещи из маленького
сундучка. Однажды мама застала её и повесила огромный замок, сказав, что
разрешит нарядиться, когда ей исполнится шестнадцать лет. Этот
радостный день наступит завтра. И девушка вся – живое ожидание.
 © 2010
Thinkstock
|
И вот… Юбка, украшенная по подолу вышивкой и бубенцами. Блузка с
объёмными чешуйками, великолепная драпировка из шали. Разноцветные звенящие бусы. Головной убор
из шифона, украшенный монетами. Серебряный браслетик – на левое
запястье, нежное колечко – на безымянный пальчик. Угол шали с белой
розой к правому запястью. Распущенные длинные волосы, тонкие и мягкие
(признак доброго характера), пушистые (промыты ромашкой). Бубен в руку и
босиком. Все гости ждут.
Заиграли гитара и скрипка. Выбежала босая танцовщица, звеня весёлыми
бубенцами, разгоняющими злых духов. Сверкнул браслет на тонкой руке.
Постепенно нарастал темп, от медленного до бешеного. Монетки мелодично
позванивали. На шее звучали низки звенящих бус.
|
Бубен сочно и глубоко захлёбывался. Кружение, развевающиеся волосы,
бахрома, чешуйки, шаль. А когда пошли плечики, заволновались фалды на
лифе. Шестнадцатилетняя беззаботная девушка плясала, а в глазах играл
отблеск костра. |
Веселились бубенцы. Восторженные взгляды гостей: "Милая, какой же танец
ты исполняешь: фламенко, цыганскую венгерку или русский цыганский?" –
"Это стихия! Танец счастья, радости и приобщения!"
А сейчас, в пролетку и немедленно на Воскресенскую улицу в фотографический кабинет В.Г. Фёдорова,
что в доме Бабкиной!
И вот она лежит на моём столе – фотография белой цыганочки. Я не знаю,
что было с ней потом, но тогда, в то остановленное мгновение, она была
счастлива и отблеск этого счастья сохранился на фотографии.
Иллюстрации с сайта:
© 2010
Thinkstock.
|