Моим самым большим открытием за последние два года – за то время, что я ращу дочку, - стало то, что наиболее трудным в приятном деле следования теории естественного родительства оказалось не кормление грудью по требованию, не отказ от сосок-колясок-бутылочек, не совместный сон с ребенком и ношение его в слинге, а… противостояние. Оказывается, недостаточно выбрать путь, по которому хочешь идти. На каждом шагу этого пути нужно доказывать окружающим (поначалу даже и самым родным и близким), что этот путь лучше того, к которому привыкли все (путь, начертанный советской педиатрией).
По большому счету, я могу понять этих людей: мне самой было нелегко перестроиться поначалу.
Носить постоянно на руках? Да у меня через полчаса даже от
4-килограммового ребенка руки уставали! А потом и того больше будет –
как же это возможно?! Да и нужно ли? Для себя я на все вопросы ответила
– при помощи книг Ж. Цареградской, Ж. Ледлофф, А. Котока, Р.
Мендельсона, М. Одена, приведенных ими примеров и исследований. Но вот
чтобы хотя бы минимально "отбивать" то и дело случающиеся "нападки"
окружающих, пришлось составить небольшой шаблон ответов на самые
популярные советы и вопросы.
1)Если кормить без режима, а
по требованию, если носить все время на ручках, да еще и класть с собой
в постель, ребенок набалуется и "сядет на шею", его потом от "ручек" не
отучить.
- Младенец в первые месяцы жизни выполняет заложенную в него природой программу. Его физиологической потребностью является ощущение защищенности, которое для него понятно, только если он постоянно слышит знакомые с утробного пребывания звуки: сердцебиение, дыхание матери, тепло ее тела - и питается исключительно грудным молоком. Если в первые месяцы и годы жизни мать полностью удовлетворяет элементарные физиологические нужды ребенка, у него формируется представление об окружающем как доброжелательном мире, а о себе - как о полноценном человеке, с которым считаются, которого любят, который защищен. Он может "сесть на шею" как раз в том случае, если недополучит еды/тепла/уверенности в том, что его защитят, и будет стремиться добрать это в более старшем возрасте. Отучить от "ручек" ребенка бывает трудно именно тогда: к тому же таскать на руках четырехлетку гораздо сложнее, чем полугодовасика, например.
2)Ну, все время ребенка не
натаскаешься! Спина не железная, коляска все равно нужна – да и что
может быть в ней плохого: не все же ребенку в слинге висеть.
- Я до сих пор иногда ношу свою двухлетнюю дочь на себе – когда нам
нужно быстро куда-то сходить, а ее темп движения меня не устраивает.
Сейчас она весит столько же, сколько я набрала во время беременности. И
уж если природа устроила меня так, что я смогла на последних неделях
беременности постоянно (!!!) носить на себе лишние 14 кг, то почему я
сейчас иногда не могу час-другой поносить те же килограммы? (Хочу,
правда, заметить, что речь идет не о "кенгурушке", которая вредит
позвоночнику ребенка и тяжела для матери, а о слинге
или ортопедичном рюкзачке – в них распределение тяжести происходит так
равномерно, что ее почти не замечаешь). А если вести речь о младенцах,
то 4-10 кило "родного" веса вообще не проблема для женщины – если она
хочет носить ребенка с собой. А для малыша слышать стук сердца мамы
(который он слушал, будучи в животе), согреваться ее теплом очень
многое значит: что все в порядке, он защищен. Не говоря уже о том, что
дать грудь ребенку в слинге гораздо проще, чем "колясочнику": я кормлю
дочь везде: гуляя по городу, в магазинах, транспорте, даже в музее и
театре доводилось! Причем благодаря слингу и кормительной одежде о
нашем интимном процессе не догадывался никто, кроме нас с дочкой.
3)Грудное молоко – жирное! Ребенку обязательно нужно давать водичку, а с трех месяцев – сок.
- Грудное молоко на 80 % состоит из воды и разделяется на "переднее" и
"заднее". В начале прикладывания к груди ребенок именно пьет. Причем
даже в Африке, где жара явно побольше нашей, детям достаточно грудного
молока для утоления жажды (я не о голодающих странах сейчас). И лишь
под конец идет так называемое "заднее" молоко – которое является пищей.
О последствиях попадания иных жидкостей (даже всего лишь воды) в ЖКТ
младенца я перечитала очень много научных статей – и ничего из этих
последствий (хоть и несмертельных, и всеми нами пережитых) я своему
ребенку не пожелала бы. О соках же вообще отдельная речь. Столь
концентрированные жидкости оказывают очень плохое влияние на почки
детей до… 3 лет (уж не говоря о 3 месяцах)! Так откуда же взялась эта
традиция, столь усердно поддерживаемая очень многими педиатрами, -
вводить в рацион крохи губительный сок? Если оглянуться в не столь далекое прошлое, то можно увидеть, что в советское время был период, когда женщине давали посидеть в декрете с ребенком всего 3 месяца, после чего она была обязана выйти на работу строить социализм. Не мудрено, что в этом возрасте почти всех младенцев переводили на искусственное вскармливание. Известно, что даже самые
лучшие смеси не могут конкурировать по составу с материнским молоком (в
котором содержится, помимо известных, 108 компонентов, предназначение
которых еще не объяснено учеными). А смеси, изготовляемые 30-40 лет назад, лучшими назвать никак было нельзя. Поэтому, чтобы хоть как-то восполнить нехватку полезных веществ и витаминов, детям выписывали соки. Привычка вошла и закрепилась – их стали выписывать не только искусственникам. Закрепилась настолько, что даже сейчас, когда в рекомендациях ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) говорится, что до 6 месяцев ничего не нужно не давать ребенку, кроме грудного материнского молока, большинство российских педиатров продолжают следовать диким обычаям советского времени.
4)Для развития легких ребенку полезно иногда "проораться".
- Вообще-то развитие легких от крика – понятие выдуманное. Но даже если
допустить, что хоть какая-то польза от детского плача легким и
происходит, то вред, который наносится этим ребенку и матери, в десятки
раз ее перекрывает. Младенцы не плачут от капризов: плач – это
заложенный природой сигнал, которым не умеющий говорить человечек дает
понять матери о своем дискомфорте (голод, холод, "туалет", боль или
страх – то есть нехватка материнских тепла и защиты). Перинатальная психология говорит: если этот сигнал игнорируется, то ребенок, помимо того, что продолжает страдать от дискомфорта, получает глубокую – и углубляющуюся по мере игнорирования его плача – психологическую травму: если на его сигнал не приходят, значит, он не нужен, нелюбим, не защищен. Он теряет доверие к матери и миру (потому что на данном этапе мать практически олицетворяет для малыша весь мир). И чем чаще происходят такие "срывы", тем больше становится дистанция между матерью и младенцем.