Детей я люблю, но своими пока не разжилась. Зато все вокруг ими уже обзавелись. Понятное дело, мамашкам надо не только чадами заниматься, но и себе уделять хоть часик внимания. Также очевидно то, что няни и бабушки не всегда могут прийти на помощь в том случае, если с карапузом надо посидеть час-другой.
Тут-то в дело и вступают лучшие подруги (и далее по списку – на убывание значимости). Соответственно, если у вас ещё нет своего ребёнка, то в списке подруг-нянек вы, скорее всего, будете в первой тройке, если не лидером.
Основная сложность этой работы связана, на самом деле, не с техническими трудностями – запихать детёнышу в рот порцию яблочного пюре – не такая уж трудная задача, если руки правильно функционируют. Немаловажный фактор, что это чужой ребёнок. Тут и ответственности больше, и гарантий того, как он поведёт себя с малознакомым человеком, нет.
И ещё один момент: последствия вашего сидения с ребёнком. Своим поведением вы можете скомпрометировать себя, маму и само чадо, создав проблемы воспитательного характера.
Специалисты констатируют: чем младше ребёнок, тем с большими трудностями режимного и технического плана (особое питание, возможная смена подгузников и прочее) приходится сталкиваться временной сиделке. Зато с детьми двух, трёх и пяти лет вы рискуете близко познакомиться с возрастными кризисами. Это – очень активный и противоречивый период жизни (во всех смыслах).
Договориться с таким дитём окажется задачей не из лёгких. Трудности могут начаться с нарушения режима (малыш привык с мамой кушать совсем не то, что вы ему приготовили и т.д.). Потом, почувствовав большую свободу с вами, нежели с родителями, он станет позволять себе те вещи, которые никогда бы не сделал при маме с папой.
Последний момент, на который стоит обратить огромное внимание, – развлечение. В этом вопросе важно понимать "вилку" интересов каждого конкретного возраста (если же разведка донесла вам о каких-либо пристрастиях карапуза, смело пускайте их в ход).
Не надейтесь, выдав ему пару-тройку карандашей, альбом и усадив рисовать, отделаться от необходимости его развлекать. В занятиях такого рода дайте ребёнку мотивировку ("Давай, украсим кухню, нарисуй картины…" и так далее). Таким образом, вы выкроите для себя свободные минуты, а малыш будет занят делом.
Итак, оставшись на несколько часов за главного, для начала обследуйте территорию, расспросив хозяйку, где что лежит. Обговорите с ней и границы ваших обязанностей и возможностей, а также индивидуальные особенности малыша (есть ли аллергия, чего боится, придётся ли его мыть, кормить, какие книжки можно читать и т.д.).
Очень важно, чтобы перед уходом мама чётко объяснила чаду, почему его
оставляют с малознакомым человеком, что этот человек будет с ним делать
и как долго. Это позволит избежать недоразумений и проблем.
После того, как мама закрыла за собой дверь, неплохо бы уже от своего
лица объяснить малышу положение вещей (независимо от возраста). Байки,
что до года ребёнок – не личность, – полная чушь. Даже если он ещё не
говорит, это не значит, что он ничего не понимает.
Затем следует предложить ему на выбор несколько видов деятельности.
Только не предоставляйте ему слишком большую свободу, от её обилия дети
имеют особенность распускаться, что зачастую связанно с простой
растерянностью. В ваших же интересах направить маленького человечка на
какую-либо активность (неплохо – совместную). Причём, независимо от
возраста, поправки делаются лишь на режим.
Если ребёнок уже немаленький, хорошо будет совместить два дела:
приготовить ему еду и занять его на время. Предложите помочь вам
накрыть на стол, к примеру. Попытайтесь найти общий язык. Попробуйте
его заинтересовать, продемонстрируйте, что вы можете сами. Например,
встаньте на мостик или придумайте что-то ещё.
Если контакт наладить не удаётся, не впадайте в истерику, а то вслед за
вами в неё впадёт и ваш подопечный. При этом не угрожайте ему тем, что
нажалуетесь маме, но и не подкупайте его чем-либо (он может
почувствовать свою силу над вами и "сесть на шею").
Постарайтесь объяснить, что так уж сложились обстоятельства и вам
приходится находиться на одной жилой площади, посему, симбиоз просто
необходим. Если же логика не работает, попытайтесь просто переключить
внимание ребёнка на какое-нибудь увлекательное занятие. Во всех этих
случаях работает одно правило: никогда не роняйте собственный авторитет
в глазах ребёнка.
Вы – взрослый человек, тем более не мама, которая многое простит. Вам
интересно с ребёнком и вы заинтересованы в том, чтобы ему было
интересно с вами. Вы уважаете его свободу и желания, покуда оные не
притесняют вас. Не отступайте от режима, принятого родителями. В
противном случае, если не у вас, то у них потом могут быть проблемы (та
же история случается с балующими внуков бабушками).
А вообще, дети, конечно, цветы. Но не забудьте: подходить к этой клумбе надо во всеоружии (книжки, много интересных рассказов, предназначенных для пытливого детского ума). А, несколько раз побывав в этой роли, в будущем с собственным ребёнком будет уже намного проще.