"У меня очень болезненный ребенок. В течение года он пять-шесть раз болеет различными вирусными заболеваниями. Врачи говорят: "Что-то с иммунитетом..." Так ли это и как лечить сына в подобном случае?" В.Смирницкая, г. Москва. Ведущий специалист по системной медицине Международного института социальной физиологии, врач Михаил Коровкин отвечает на письмо читательницы и вопросы корреспондента журнала "Няня".
К сожалению, сегодня о многих малышах можно сказать, что они часто болеют. Это связано с ослабленным иммунитетом, однако как же должны вести в этом случае родители? - Давайте сначала четко определим, что современная медицина понимает под словом "иммунитет". Это универсальная биологическая защитная реакция, оберегающая организм от всего чужеродного и вредного, в которой принимают участие костный мозг, лимфатические узлы, селезенка, кожа, субэпителиальная лимфоидная ткань, правое полушарие коры головного мозга, гипоталамус, гипофиз, шишковидная железа (эпифиз). Однако полноценная работа каждого из указанных органов невозможна без хорошей работы других органов, поскольку все они связаны сложнейшим системным взаимодействием, в результате чего и рождается реакция, главная задача которой - борьба за генетическое постоянство организма. Если отношения внутри системы "человеческое тело" гармоничны, то вся система приобретает новое, более высокое качество иммунитета. При этом человек здоров и невосприимчив ко многим заболеваниям. Если же эта гармония нарушается, неизбежно начинаются болезни.
- Простуды, насморк, кашель?.. - Если бы только это! В истоках появления и банального насморка, и онкологического заболевания - снижение иммунитета. Аллергия - это излишне чувствительная, повышенная реакция иммунитета, а появление воспаления щитовидной железы - его извращенная, ошибочная реакция. Даже немотивированное снижение памяти и невозможность обучения иностранным языкам - тоже результат иммунной недостаточности.
У детей первых лет жизни "взаимоотношения" между органами и системами развиты слабо, поэтому и возможности приспособления к меняющимся условиям жизни ограничены, в результате чего малыши так часто и легко заболевают. Проблемы начинаются с постоянных вирусных и простудных заболеваний, они не проходят бесследно, а вызывают стойкое снижение иммунитета, которое будет зависеть от индивидуального набора генетически "слабых" органов, степени их "слабости" и особенностей конституционального соматического типа.
- Что же делать, если у ребенка появились проблемы с иммунитетом? Сдать иммунобиохимический анализ крови? Принимать иммуностимуляторы? - Анализ крови, где в цифрах отражено состояние иммунной системы, лишь констатирует сам факт болезненного изменения, оценивая его количественно. Другими словами, он дает знание, но не дает понимания, почему произошло это изменение. Применять иммуностимуляторы можно только по очень строгим показаниям, при обострении заболевания или при сильном нарушении иммунитета, базирующихся на генетических аномалиях иммунокомпетентных органов. Но, как показывает клинический опыт, чаще всего применение этих препаратов в широкой практике нежелательно. Давайте скучную теорию заменим конкретным и понятным клиническим примером. У первоклассницы к концу учебного года стала подниматься температура: 37,2-37,3°С. В анализе мочи иногда появлялись лейкоциты - признак вялотекущей инфекции в мочевых путях, беспокоили слабость, быстрая утомляемость, периодически неприятные ощущения в животе. Девочка побледнела, появилась еле заметная желтизна вокруг рта, синяки под глазами. Многочисленные лабораторные и инструментальные исследования показывали незначительные отклонения от нормы. Педиатр, гастроэнтеролог, нефролог затруднялись найти источник этого неблагополучия, поэтому было решено, что виной всему - ослабленный иммунитет... Иммунобиохимический анализ крови действительно выявил его умеренное снижение. Врач-иммунолог, практически не осматривая ребенка, ориентируясь только на цифры, назначил несколько сильных иммуностимуляторов. Через несколько дней после начала приема одного из них у ребенка увеличились лимфоузлы в паховых и подмышечных областях, появились боли в горле, повысилась температура тела до 38,0° С. Родители отказались от такого лечения, как еще раньше отказались от лечения сильным антибиотиком, назначенным педиатром "на всякий случай", и от приема модных пищевых добавок заморского производства, назначенных гастроэнтерологом - дистрибьютором коммерческой фирмы. Обследование же с позиций системной медицины позволило прийти к следующему выводу. В раннем возрасте девочка жила с родителями за городом в экологически чистой зоне. Когда ребенку исполнилось четыре года, семья переехала в центральный район Москвы. Малышку отдали в детский сад, и девочка попала в агрессивную для нее среду. С этого момента начались проблемы со здоровьем: постоянные простуды, инфекции, ОРВИ... В первом классе все эти проблемы усугубились, и заболевания стали более частыми. Для маленькой девочки агрессия экологии большого города, резкого изменения образа жизни и напряженной учебы оказалась слишком травмирующей. Под прессом нового ритма жизни излишнее напряжение физиологических процессов привело к нарушению и без того неустойчивой у детей вегетативной регуляции, что незамедлительно сказалось на работе отдельных внутренних органов. Этого никогда не произошло, если бы защитные силы организма были на высоте, но для этого необходима гармония, равновесие внутри системы - "человеческое тело". Вектор этого равновесия - иммунитет. Применение иммуностимуляторов в такой ситуации будет аналогично удару кнутом по уставшей слабой лошади, а результаты его применения непредсказуемы.
Существуют ли механизмы, восстанавливающие эти системные отношения между органами? - Конечно, они заложены в нас самих. Ведь человек - это саморегенерирующая система, то есть внутри него постоянно идет рост и обновление клеток - регенерация. Организму надо помочь восстановить гармоничное взаимодействие с другими органами и системами, для этого надо найти генетически "слабое" или травмированное звено в системе "человеческое тело", компенсировать его работу, тем самым и восстановить гармоничное протекание физиологических процессов в рамках конституциональных особенностей.
- Какие лекарства подходят для этого? - Главное - не в таблетках и микстурах, а в грамотном управлении физиологическими процессами.
Существуют ли какие-то общие рекомендации для сохранения нормального иммунитета? - Общие рекомендации общеизвестны: грудное вскармливание, оберегание ребенка от психологических травм, излишней физической нагрузки, прием рыбьего жира и морепродуктов, витаминов с микроэлементами, закаливающие процедуры, гимнастика, дибазол, массаж, чеснок... Похожие рекомендации давались и сто лет назад, когда не было такой интенсивности жизни, таких экологических проблем. Как показывает практика, сегодня эти мероприятия малоэффективны, если наряду с ними не проводится специфическая терапия по восстановлению деятельности генетических "слабостей", которые есть у каждого человека. Например, витамины и микроэлементы действительно необходимы, поскольку почти не синтезируются в организме малыша, но толку от их применения будет мало, если качество их усвоения на стенке кишечника будет низким. Поэтому, возвращаясь к предыдущему вопросу, суть не в том, какие витамины пить, а в том, насколько хорошо они будут усваиваться в организме. Достаточно одного функционального нарушения, например, несвоевременного и недостаточного сокращения желчного пузыря, как процесс усвоения пищевых продуктов, в том числе и витаминов, будет нарушен. У детей первых лет жизни указанное нарушение присутствует чуть ли не в 60% случаев, являясь одной из причин атопических дерматитов, дисбактериозов, нарушения веса и, естественно, падения уровня иммунитета. В данном случае я упомянул только об одном из возможных нарушений, а их, как правило, бывает несколько, и все они нуждаются в коррекции.
А можно ли выявить предрасположенность к нарушению иммунитета? - Такую информацию дает, например, определение плотности радужной оболочки глаза ребенка: чем выше плотность радужки, тем меньше вероятность развития иммунных нарушений. А уж если перед осмотром радужки ребенка осмотреть ражудные оболочки глаз обоих родителей, то можно почерпнуть совершенно уникальную информацию, не только прогнозирующую вероятность этих нарушений, но и объясняющую происхождение уже состоявшихся заболеваний малыша. Ведь весь генетический потенциал, имеющийся у ребенка, может складываться только из положительного и негативного генетического фонда отца и матери. При совпадении генетической "слабости" одного и того же органа у обоих родителей вероятность заболевания этого органа, а также других нарушений, связанных с его плохой работой, у ребенка увеличивается в 2 раза. Существуют еще и специфические признаки подверженности этим нарушениям. У детей-левшей при всех равных условиях склонность к самым различным заболеваниям в 2,5 раза чаще, чем у детей-правшей. Это связано с тем, что в ряду органов, заинтересованных в производстве иммунокомпетентных клеток, на одном из первых мест стоит правое полушарие головного мозга, деятельность которого у левшей подавляется активностью левого полушария. На сегодняшний день статистические данные свидетельствуют о нарастающей волне детских болезней, в основе которых - проблемы с иммунитетом. В школах только 14% детей признаются практически здоровыми, 50% остальных имеют конкретные хронические заболевания. Однако в этом случае не учитываются дети, которых признают "часто болеющими", так что цифры еще более печальны. Поэтому у тех, кто хочет вырастить здоровых детей в реально сложившихся условиях, есть единственный выход - постоянная работа, направленная на компенсацию негативного генетического фонда, а для этого необходимо обладать и соответствующими знаниями. Результат грамотных усилий - гармоничное протекание физиологических процессов и сложится в вектор равновесия - всемогущий иммунитет.
|