Ваш малыш здоров, прекрасно развивается, и его счастливое детство
проходит в беспечном времяпрепровождении, в играх и развлечениях. И это
прекрасно. Однако не забывайте, что именно в детстве формируется такое
важное качество, как трудолюбие. И оттого, как в семье относятся к труду, какие обязанности выполняет ребёнок, как оценивается его помощь, напрямую зависят его будущие успехи или неудачи.
Трудятся все
Для малыша важно осознавать, что обязанности по дому есть у всех, что к
нему относятся как к равному. В этом случае к делу он будет подходить
более ответственно.
Чем нужнее результат труда ребёнка, тем больше его воспитательное воздействие. Чаще подчеркивайте значимость действий каждого на благо семьи: похвалите папу за починенный кран, бабушку – за вкусный ужин, а малыша – за красиво накрытый стол. Так вы не только поднимете всем настроение, но и дадите ребёнку возможность гордиться собой.
С интересом
Труд для ребёнка должен быть интересным, поэтому вносите в обязанности
элементы игры. Ребёнок должен чувствовать, что вы – кладезь выдумки и
неисчерпаемой мудрости, из которого он может черпать всю жизнь. После
того, как ребёнок приучится прилагать определённые трудовые усилия в
интересном для него виде труда, он легко может справиться и с
неинтересными делами, ибо роль сознания в нём повышается с каждым годом.
С удовольствием
Чтобы какое-то правило, убеждение, ощущение закрепилось в ребёнке,
нужно, чтобы он почувствовал ваше настроение, а не только понял вашу
мысль. Малыш должен видеть, что вам приятно готовить обед, мыть посуду,
убирать в доме, поливать цветы и т.д. Только тогда ему захочется это
сделать самому.
Если же он услышит, что это "надо" и увидит, что вам это делать не хочется, никакими усилиями его к труду не приучишь. Есть люди, которые всё делают с удовольствием, а другие – с отвращением, так же будут реагировать на труд и их дети.
Нельзя требовать, чтобы ребёнок сразу делал всё так, как надо. Любая
нагрузка должна возрастать постепенно. Не стоит сразу предъявлять
большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает
негативное отношение к делу. Обучение трудовым умениям идёт быстрее,
если ребёнка не наказывают, а мягко поправляют. Постепенно надо приучать
малыша делать всё хорошо и правильно, качество труда – чёткий
показатель культуры. Если ребёнок привыкнет делать работу кое-как, он
так же будет работать и в старшем возрасте, а возможно, и всю жизнь.
Без принуждения
Если вы разговариваете с ребёнком только в повелительном наклонении, то
он невольно привыкает к роли подчинённого. Инициативы от него ждать не
придётся. Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, всё равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны.
Если у ребёнка появилось желание, то он и горы свернёт, а если нет, то
сделает так, что лучше бы и не делал. Когда отсутствует радость труда,
то такие обязательства не несут в себе воспитательной силы, а
противодействуют ей. Работа по принуждению принесёт немного пользы, зато
может вызвать стойкое отвращение к любой повинности. Ещё худший
вариант, когда к труду приучают физической силой.
С приятными воспоминаниями
Для воспитания ценных человеческих качеств, в том числе трудолюбия,
ранний положительный опыт самого ребёнка имеет чрезвычайно важное
педагогическое значение. В связи с этим чаще вспоминайте то хорошее и
полезное, что делал ваш малыш в раннем детстве.
Все подрастающие дети любят слушать о том времени, когда они были совсем
маленькими. Иногда девочка просит: "Мамочка, расскажи, пожалуйста, ещё
раз, как я была маленькая и помогала тебе стирать бельё". Её глаза
загораются огоньками радости в предвкушении смешного рассказа о том
забавном, но добром, что она делала в два года. Не отказывайте ребенку в
подобной просьбе.
"Ты был нам очень хорошим помощником, когда был совсем маленьким", –
начинает рассказ мудрый отец в другой семье, незаметно и ненавязчиво
закрепляя в сознании сына необходимость трудиться и помогать взрослым.
Чаще вспоминайте добрые дела своего чада, возможно, и в присутствии
гостей или его друзей.
Залог будущего успеха
Не откладывайте воспитание трудолюбия
вашего малыша на "потом". В труде развиваются многие качества,
необходимые для дальнейшего становления личности ребёнка:
любознательность, инициативность, коммуникабельность, творческое
воображение и т.д. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели
деятельности и настойчивость в её достижении; готовность доводить
начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к
труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность,
старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда)
наиболее успешно формируются лишь в дошкольные годы.
Если вы не сформируете эти качества в ребёнке на данном возрастном
этапе, то у него обязательно возникнут сложности в учёбе и последующей
адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Нельзя думать, что малыш, не участвуя в общем, семейном труде, подрастёт
и вдруг превратится в чуткого, ответственного и трудолюбивого ребёнка.
Он не будет проявлять инициативу и даже по настоятельной просьбе не
станет помогать вам. Для него это слишком большая психологическая
нагрузка, и он не готов к преодолению трудностей, не приучен к этому.
Обижаться в этом случае вам нужно на себя. И если вы захотите изменить
ситуацию, то вам придётся приложить максимум усилий для перевоспитания
бездельника. А не лучше ли воспитывать привычку к труду с первых лет
жизни малыша?