Демографическую ситуацию в России уже нельзя описать словом
«кризис» – это уже катастрофа. Сейчас каждая четвертая семья в нашей
стране не имеет детей. Через десять лет, по прогнозам социологов, не
будет иметь детей каждая третья семья. Все большую озабоченность у
медиков вызывает здоровье подрастающего поколения. В качестве одной из
мер для решения демографического вопроса, который сейчас все больше
становится вопросом нашей истории и вообще присутствия на карте мира,
Минздравсоцразвития предлагает ввести углубленную диспансеризацию детей
подросткового возраста (14 лет) с целью сохранения их репродуктивного
здоровья.
О новой мере сообщила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. По
данным министерства, две трети российских детей школьного возраста имеют
различные отклонения по состоянию здоровья. Среди российских школьников
в полном здравии находятся лишь 21,4 процента. У 21% выявлены
хронические болезни. При этом, достижения современной медицины не могут
сдержать рост общей заболеваемости детей, которая за последние 10 лет
увеличилась на 9,3%.
По словам министра, за время обучения в школе доля больных детей
удваивается. Кроме того, среди современных первоклассников в два раза
меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого
века (4,3 против 8,7%). Возросла и доля детей, имеющих недостаточный
уровень развития при поступлении в школу. Если в нестабильные 90-е годы
таких было 21,2%, то сейчас их насчитывается до 41,4%.
Эти
вопиющие цифры подталкивают к мысли, что забота о здоровье школьников
должна стать одной из главнейших задач государственной политики.
В рамках диспансеризации предполагается осмотреть 2,5 млн подростков
(1,3 млн. девочек и 1,3 млн мальчиков), с целью не только выявить
нарушения здоровья, но и своевременно оказать необходимую врачебную
помощь. Для проведения диспансеризации в течение 2011–2015 годов будет
выделено почти пять миллиардов рублей.
Трудный возраст
К
сожалению, среди современных подростков очень распространены
заболевания, оказывающие влияние на репродуктивные функции. У более
половины тинэйджеров выявлены отклонения, которые могут помешать им
иметь детей. У трети юношей обнаружена задержка полового созревания.
Появление вторичных половых признаков сместилось на более поздний
возраст, чем это было раньше. У девочек-подростков за последние десять
лет уровень заболевания репродуктивной системы возрос почти в семь раз,
причем наибольшую тревогу вызывает двукратное увеличение частоты
болезней эндокринной системы.
При этом подростки не могут сами обращаться в гинекологические и
андрологические службы в силу возрастных психологических особенностей
(например, стыдливости) и в силу недостаточной грамотности. По
статистике, к моменту вступления в детородный возраст у каждой третьей
девушки имеются отклонения со стороны репродуктивной системы. Причем, на
этом фоне лишь одна из 10 больных самостоятельно (или хотя бы с мамой)
обращалась к детскому или подростковому гинекологу.
По данным НИИ педиатрии, около 20% детей 6-7 лет не готовы к
обучению в школе, у половины школьников отмечаются отклонения в развитии
опорно-двигательного аппарата, две трети детей страдают гипокинезией.
Уже в начальной школе 35% учащихся приобретают специфические «школьные»
болезни: близорукость, нарушения осанки, болезни пищеварительной
системы.
Кроме того, подростки не могут объективно оценить те изменения,
которые происходят в их организме в период полового созревания.
Например, установлена неспособность большинства старшеклассниц правильно
оценить состояние своей менструальной функции.
Больных детей плодит система образования
Многие эксперты сходятся во мнении, что ухудшение здоровья учащихся
вызвано не столько снижением уровня жизни и недостатками в
здравоохранении, сколько внутренними причинами, скрытыми в российской
системе образования. К
сожалению, именно процесс обучения является главным «похитителем»
здоровья детей в школе. По мнению министра здравоохранения Т.Голиковой,
основная проблема кроется в возросшей интенсивности обучения. Причем это
происходит на фоне уменьшения физической активности учеников, которая
стала уже в три раза меньше необходимой.
Школа не должна механически обрабатывать ребят, пришедших учиться в
ее стенах. Как говорится, и зайца можно обучить играть на барабане.
Необходима новая концепция обучения, которая поможет ребенку овладеть
также двигательными навыками и умениями. А пока в современной школе весь
учебный процесс проходит в режиме автомата, полностью игнорирующем
жизненные потребности маленького человека.
Школьные годы захватывают пубертатный период и являются важнейшими в
жизни каждого человека. Но нагрузки, которые ложатся на учеников,
оказываются для многих чрезмерными. Естественно, что это подрывает
здоровье, в том числе и репродуктивное, современных подростков.
Подросток – дело тонкое
До сих пор нет ясности в вопросе, нужно ли половое просвещение
подростков. Специалисты предупреждают, что следует учитывать
определенную интимность данного предмета обсуждения.
По данным Института демографических исследований, проводившего
опрос в 2009 году, среди российских женщин, имеющих детей, примерно
половина воспитывает одного ребенка. Треть имеет двоих, а решаются
родить троих и более детей только 5% женщин. Однако, по элементарным
подсчетам для простого замещения поколений нужно, чтобы среднее число
детей в семье составляло не менее 2,5.
В детстве не только происходит становление общего здоровья, но и
берут начало многие органические, в том числе функциональные заболевания
половой системы, а также закладывается фундамент сексуального поведения
и формируются репродуктивные установки. Немаловажно влияние на них
оказывает и процветающая сейчас поп-культура. Сложившийся на Западе
принцип жизни «чайлдфри», то есть добровольный отказ от детей, пришел и к
нам. Чайлдфри – это молодые и здоровые люди, которые сознательно
отказываются иметь детей. То есть даже самый здоровый человек без
определенной установки на создание семьи и рождения детей никогда не
обзаведется потомством.
Поэтому психологический настрой тоже очень важен в аспекте
репродуктивного здоровья нации. Пока установка на свободу без детей не
стала повсеместной, необходимо предпринимать активные меры.
Плоды непросвещенности
Одной из важнейших проблем в последние годы стала ранняя сексуальная
активность подростков. Молодые
люди начинаю половую жизнь, не будучи при этом готовыми ни
физиологически, ни психологически к созданию полноценной семьи и
рождению детей. Легкомысленное отношение подростков к интимным
отношениям не только подрывает их физическое состояние, но и наносит
психические травмы, особенно девушкам. А ведь, по словам ученых,
репродуктивное здоровье определяется не только физиологическими
параметрами, но еще и отношением общества к женщине и ее ролью в нем.
Репродуктивное здоровье – это не просто возможность воспроизвести
себе подобного, а состояние полного физического, умственного и
социального благополучия. Необходимо понять, что нужны титанические
усилия для изменения сложившейся в обществе тенденции. Для выполнения
этой глобальной миссии требуется труд большого количества профессионалов
– не только педиатров и детских гинекологов, но также психологов и
педагогов. Что немаловажно, нужно изменение установок большинства
населения. Только таким образом, как говорится, «всем миром», можно
остановить вымирание населения страны и продолжающуюся демографическую
катастрофу.
Комментарий эксперта
Елена Витальевна
Уварова доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный детский
гинеколог РФ, руководитель отделения гинекологии детского и юношеского
возраста НЦ АГиП РАМН.
Статья «Здоровье
детей под контролем государства»
Да, нас ждет очередной провал в демографии – это следствие того, что в
детородный возраст вступают те, чье количество минимально – рожденные в
начале и середине 90-х. Но 14-летних пока хватает. Коварство нынешней
ситуации заключается в другом. Вот прозвучали цифры, что доля больных
детей к концу обучения в школе увеличивается вдвое, а я вам скажу – эти
показатели сильно занижены. В первый класс приходит 27% детей первой
группы здоровья – это кто идеально здоров. А школу заканчивает только
1,6% из этой группы, т.е. среди выпускников практически не остается
здоровых. Но я считаю, что менять надо не только систему образования.
Нам остро необходима новая концепция.
Вот недавно в Минздраве группа экспертов, в том числе и я,
разговаривали на эту тему, и пришли к выводу, который может показаться
несколько странным, но только на первый взгляд. Необходимо установить
новый регламент оказания образовательных услуг, а не просто
предоставление медпомощи. Требуется определить порядок взаимодействия
между нашими ведомствами – Минздравсоцразвития и Минобрнауки, – чтобы
упорядочить, кто что должен делать. Кроме того, все действия нужно
узаконить, т.е. неизбежно участие в этом процессе Минюста. Таким
образом, мы должны прийти к объединению на законных основаниях и
медицинской, и образовательной составляющих.
Сейчас, на начальном этапе, принимается программа на 2011-2015 годы
для оценки репродуктивного здоровья подростков. Таким образом будет
проведен анализ нашего резерва. Ведь в настоящее время не существует
единого шаблона, как тестировать подростков, и при обследованиях медики
действуют по разным моделям. В результате получаются разнокалиберные
цифры, которые очень сложно потом классифицировать. А по одному
предложенному стандарту состояние всех школьников будет единообразно
оценено, что очень важно, т.к. будет получена необходимая информация для
дальнейшей работы.
Начинаем с 14-летних, потому что этот возраст является рубежным: с 15
лет дети имеют право на собственное решение. Родителям тоже должны быть
осведомлены о состоянии здоровья своих отпрысков, что в свою очередь
непременно должно повлиять на положение дел. И, безусловно, крайне
необходимо изменение основ нашей жизнедеятельности, пропаганда здорового
образа жизни и возврат к утраченным ценностям.
|