Наш адрес: Ростовскаяобласть, г. Таганрог ул.Дзержинского, 154-6
(8634) 36 46 01
Лицензия № ЛО-61-01-001709
Рынок молодости
Медицина -
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
09.07.2010 07:07
Wikimedia
Foundation
История давно знает парадокс резкого омоложения кадров в кризисные
эпохи. Молодые генералы Отечественной войны 1812 года и столь же юные
деятели блестящего взлёта русской культуры XIX века. 16-летний командир
полка Аркадий Голиков-Гайдар и плеяда молодых сталинских командармов и
маршалов (Тухачевский стал маршалом в 42 года, Уборевич и Якир –
командармами I ранга в 39 лет).
За приливами следуют отливы. Времена
относительной стабильности – почти всегда реванш старших поколений.
Планка возрастного авторитета вздымается высоко, карьерное продвижение
замедляется, ключевые посты и должности занимаются пожизненно, в молодых
и перспективных иногда приходится гулять до полувекового юбилея.
Изменение верхнего предела молодости в не очень уже юные годы,
искусственное сдерживание роста профессионального и творческого
авторитета – нормальное явление для консервативных обществ. Для
суперконсервативного советского общества 1960-х – 1980-х – тем более. На
основании "молодости" людей зачисляли в резерв несамостоятельных,
руководимых, обязанных исполнять предначертания. В тогдашней системе
бессменных начальников хватало, а вот рабсила была во всё большем дефиците, и её приходилось исчислять возрастными ухищрениями.
С падением советского режима на хлебные и доходные должности во власти
хлынул поток претендентов из третьего-пятого эшелонов так называемой
номенклатуры. В президиумах замелькали 35-38-летние "мальчики в розовых
штанишках". И с этим пришлось примириться.
Столь же стремительное омоложение произошло в экономической и
внеэкономической сферах постоветского общества. Причём в одном случае
это произошло чисто по-русски, в другом – по американской модели.
Главная черта экономического омоложения постсоветской России: до 25 лет и
после 45 найти работу практически невозможно. В первом случае – слишком
молод и неопытен, во втором случае – отработанный материал, загнанная
лошадь. Приходите вчера! Где набраться опыта до 25 лет и почему после 45
больше не живут – на эти вопросы ответов не дают. А ответ есть.
Советский строй обеспечивал всеобщую обязательную занятость вовсе не из
человеколюбия. Когда люди заняты, когда у них нет свободного времени, то
им некогда думать и бунтовать. Занятость была условием политической
стабильности. Неважно, чем ты занят, хоть совсем ничем – главное, что ты
прикреплён к трудовому коллективу, который и горячего притормозит, и
сонного подхлестнёт.
Wikimedia
Foundation
Нынешний российский рынок не занимается благотворительностью, не хочет
кормить набирающихся опыта дебютантов и утративших прыть персонажей
постбальзаковского возраста. Ему нужен готовый исполнитель с
оптимальными показателями, которого учить не надо, а запрячь в ломовую
телегу можно.
Отсюда суровые рыночные требования к претендентам, опытно-возрастной
кастинг. Отсюда негласный лозунг: "Граждане, не сдавайте валюту!" То
есть – делайте сбережения. Как бы вы ни вкалывали и сколько ни
зарабатывали, но по выходе в тираж можете рассчитывать только на скудную государственную пенсию.
Тех, кто остался за бортом, следует нейтрализовать. Рецепт нашли быстро,
но только в отношении молодёжи. Россия заимствовала и довела до абсурда
американский культ молодости, здоровья и красоты, хорошо проецируемый
на сферу шоу-бизнеса и развлечений. Досуговый образ жизни, непрерывная череда
удовольствий и игр, катание на скейтборде как профессия, кочевание по
ночным клубам как специальность...
Молодому человеку, погрузившемуся в
эти "дела", внушают нехитрую мысль: пока ты зритель – ты платишь;
совершенствуйся, становись профессионалом – будешь получать. Как и
положено по условиям рынка, становится профессионалом и начинает
получать один из сотни тысяч. Остальные как платили, так и платят.
И хорошо, если свои кровные, заработанные, в основном мамины-папины.
Большинство заплативших ничего взамен не получает, кроме досады по
угробленному времени. Молодость, здоровье, красота. Все три компонента
прелестны и обаятельны, но скоропреходящи. Быть молодым – одно, косить
под молодого – другое.
Wikimedia
Foundation
Американцы распространяют свой финансово-идеологический культ вечной
молодости вполне сознательно и с политическими целями. Там знают
истинную цену и цель этого мифа, имеют средства оплачивать досуг
неустроенных во имя социального мира, бойко и доходно торгуют на внешнем
рынке развлекательными брендами.
В России многие всерьёз поверили в реальность внутреннего рынка вечной
молодости. Увы, зазевавшихся с этого рынка беспощадно выкидывает время.
Приходит пора житейских забот, и тот, кто слишком долго оттягивался и
тусовался, обнаруживает, что хорошие места разобраны. Должность
менеджера по уборке территории, сиречь дворника, по-прежнему
непрестижна. А государство в этой ситуации цитирует дедушку Крылова: "Ты
всё пела? Это дело! Так пойди же..."