Каждый любящий родитель мечтает о том, чтобы его чадо училось
 на одни пятерки – или, хотя бы, на четверки и пятерки. Однако далеко не
 все понимают, что эффективность обучения зависит не столько от 
пожеланий мам и пап, сколько от возможностей ребенка, его мотивации и 
чувства удовлетворения от достигнутого. Объективной помехой на дороге к 
знаниям может стать бурная перестройка всего организма подростка, 
называемая «переходный период». 
    Чаще всего и родители, и педагоги связывают проблемы обучения с 
уровнем интеллектуального развития. Отсюда и вопросы: «Почему он плохо 
учится, ведь совсем не дурак?». В действительности же ребенок может 
плохо учиться из-за снижения работоспособности, связанного с возрастными
 перестроениями его организма.  
    Младшие тинейджеры пока не похожи на взрослых ни по внешнему облику, 
ни по поведению. Они еще много играют и просто бегают, возятся и шалят, 
они непосредственны и непоседливы, легко поддаются влиянию.  
 
    Однако внешняя картина сохраняющейся детскости обманчива, за ней 
скрываются важные процессы становления нового: подростки взрослеют 
незаметно, оставаясь во многом детьми. В этом возрасте учебная 
деятельность и школа постепенно перестает быть основной и самой важной 
задачей.  
     В период пубертата 
происходят изменения на всех уровнях, в первую очередь на биологическом,
 а также на психологическом и социальном. Меняется интенсивность 
физиологических процессов, гормональный фон, функции органов.   
    Рост скелета идёт быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда 
нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. У девочек 
увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно 
переживается ими очень тяжело. Объём сердца увеличивается за пубертатный
 период в два раза, при этом происходят значительные колебания 
артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные 
боли. Зачастую врачи ставят подросткам диагноз: вегетососудистая 
дистония.   
    Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере 
зависят от функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте 
происходит как бы «взрыв» деятельности гипотоламо-гипофизарной и 
эндокринной систем. Это ведет к изменению гормонального статуса. Гормон 
роста – один из основных гормонов гипофиза – стимулирует жироотложение, 
активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Его выработка
 достигает пика к 12-14 годам. Именно с этим связан максимальный 
ростовой скачок у подростков.  
    Другой гормон этой железы воздействует на увеличение костной и 
мышечной ткани. Он же усиливает приспособительные реакции организма к 
стрессовым воздействиям. В этом состоит биологическая основа, которая в 
подростковом возрасте обеспечивает усвоение знаний, а также выработку и 
закрепление трудовых и жизненных навыков.  
    Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. 
Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют
 уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной 
системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою 
очередь, «управляется» гипофизарным гормоном, который регулирует обмен 
йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка. Изменения 
гормонального статуса, характерные для пубертатного периода, 
обуславливают перестройку иммунной системы. Соматотропный гормон и 
тиреоидные гормоны стимулируют функцию вилочковой железы, лимфоидной 
ткани, образование Т-лимфоцитов.   
     Но и это еще не все. 
Состояние нервной системы подростка становится неустойчивым. Поэтому в 
поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, 
неустойчивость эмоциональных реакций. Внешние признаки этого – 
повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные
 стрессовые ситуации, потливость.  
    Наш мозг развивается неравномерно – есть кризисные моменты, когда 
заканчивается формирование одних его отделов и начинается бурное 
развитие других. Это происходит примерно в год, три, семь и четырнадцать
 лет. И в каждый период между кризисами меняется характер и способ 
восприятия действительности – в зависимости от развития тех или иных 
отделов головного мозга.   
    У ребенка на протяжении предшествующих лет нарастала ведущая роль 
коры больших полушарий головного мозга. Но вот в период полового 
созревания снова усиливается подкорковая активность (об этом говорят 
данные электроэнцефалографических исследований). Этим-то и объясняется 
естественное снижение продуктивности умственной деятельности старшего 
школьника из-за того, что конкретное мышление сменяется логическим. 
Неудивительно, что школьная успеваемость падает, хотя вроде бы 
закономерность должна быть обратная – с возрастом должен быть все 
нарастающий прогресс.  
    В психологическом плане появляется стремление стать более 
самостоятельной, независимой от родителей личностью. Главным становится 
интимно-личностное общение со сверстниками. Новый для подростка механизм
 логического мышления приводит к росту критичности. Он уже не принимает 
постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований. Лишь
 у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления 
негативизма.  
    Детские психологи уверены: человек должен пройти все естественные 
стадии своего развития – наиграться всласть, подраться со сверстниками в
 подростковом возрасте. Повсеместно распространенные школы раннего 
развития, где малыши учат интегралы чуть ли не с пеленок, – это просто 
конъюнктурный заказ, не оправданный потребностями ребенка. Личность 
может формироваться только после того, как сформирован мозг. А его 
развитие завершается к 15 – 16 годам с созреванием лобных долей.  
    Назначение лобных долей – контроль. Ребенок становится Личностью, 
когда он научается контролировать себя – то есть нести ответственность 
за свои поступки. Подростковый период развития ребенка – последняя 
возможность повлиять на формирование его личности, характера.  
     Подросток хочет познать
 не только себя, но и свое место в мире, который он исследует 
эмпирически. Любое «асоциальное», с точки зрения взрослых, поведение сам
 тинейджер рассматривает, скорее, как… исследовательское. Естественно, 
те рамки, в которых он вынужден существовать в учебном заведении, ему 
тесны. Школа не дает ответы на те вопросы, которые волнуют старшего 
школьника. И это еще одна причина конфликта ученика с учебой.  
    Но родителям нельзя относиться к подрастающему чаду слишком 
прямолинейно и думать, что обязательно у него будет спад в обучении. В 
этом возрасте определяются предпочтения в учебных дисциплинах. Уровень 
знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. 
Школьные занятия впервые превращаются не в деятельность для получения 
оценок, а в учебу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. 
приобретают личностный смысл и ценность.   
    Если смотреть на все эти метаморфозы как бы со стороны, то можно 
вообразить, как бурно развивающаяся личность освобождается от старой 
оболочки, ставшей тесной, и появляется некое неведомое существо. Этот 
процесс происходит иногда постепенно, исподволь, а иногда внезапно и 
сразу. И зачастую даже опытные школьные педагоги не поспевают за 
эскалацией мыслей и чувств подрастающих юношей и девушек.  
    Изменившееся поведение подростков окружающие нередко ошибочно 
расценивают как пробелы воспитания, результат неблагоприятного влияния 
среды и т.д. К ним пытаются применять меры общественного или 
административного воздействия, в то время как нужно просто на новом 
уровне выстраивать отношения со взрослеющим человеком. Наступит время, 
когда гормональные бури улягутся, но если тинейджер успел стать 
«трудным» из-за неправильного воспитания, улучшение его физического 
состояния не приведет к его автоматическому исправлению.  
    Все-таки взрослым надо не забывать, что главная особенность подростка
 – не агрессия, а личностная нестабильность. В нем борются 
противоположные черты и устремления, определяя противоречивость 
характера и поведения.  
    Психологи советуют:  
    Сгладить все проблемы отроческого возраста можно за счет хорошего 
психологического климата в семье. Вместе с тем на подростка положительно
 влияют высокий статус в среде сверстников, наличие жизненных 
перспектив, а также хобби. Родители должны понимать, что перепады 
настроения в этом возрасте являются нормой. Помочь своему отпрыску 
восстановить эмоциональный баланс можно с помощью прогулок на природе, 
травяных чаев, ванн с хвоей и солью.   
    Чаще говорите ребенку, что вы его любите: еще никого не испортил 
избыток родительской любви. Он нуждается в этом, даже если отчаянно 
показывает свою независимость от вашего мнения. Примите своего ребенка в
 обоих его проявлениях, взрослом и детском. Ведь ему требуется ваша 
любовь, и несмотря ни на что, вы для него – самый большой авторитет.  
    Для многих родителей, которые считают, что успешность и отличная 
учеба – это синонимы, можно напомнить позицию профессионалов: успешность
 зависит не от количества пятерок в аттестате, а от умения общаться, 
находить общий язык с разными людьми, от способности вступать в 
конкурентные отношения с другими. Кроме того, очень пригодятся навыки 
ориентироваться в жизненных ситуациях, умение ставить собственные цели и
 самостоятельно их добиваться и много другого, чему отчасти можно 
научиться в школе, но это не называется школьной успеваемостью и не 
оценивается в пятерках. 
    Комментарий эксперта  
     
      Куинджи Наталья Николаевна, главный научный
 сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания 
Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и 
подростков ГУ НЦЗД (научный центр здоровья детей) РАМН, доктор 
медицинских наук, профессор.  
      Статья 
«Переходный возраст: как взрослеют наши дети»  
      Я целиком и полностью согласна с тем, что с началом гормональной 
перестройки в организме подростка снижается восприимчивость к 
информации, становится хуже память, замедляются все умственные процессы.
 При этом естественные физиологические изменения накладываются на 
повышенную физическую и интеллектуальную нагрузку, и происходит некий 
конфликт интересов.  
      Для всех школьников характерны психоэмоциональное и зрительное 
напряжение, гиподинамия, длительная вынужденная сидячая поза, 
обусловленные учебным процессом. К сожалению, это наблюдается в тот 
период, когда ребенок растет, и ему нужна повышенная двигательная 
активность. Поэтому специалисты нашего института уверены, что детский 
организм способен выдержать только шесть уроков в день, даже если речь 
идет о старшекласснике.  
      Важно отметить, что и половые отличия очень сильно влияют на процесс 
обучения. Взрослеют и мальчики, и девочки, но происходит это у них 
по-разному. К примеру, девочки уже в первом классе резво включаются в 
учебу, стараются изо всех сил, но поскольку они очень волнуются и 
нервничают, у них часто поднимается артериальное давление. А у мальчиков
 – никаких колебаний давления, и учеба их совсем не невротизирует: ну и 
пусть не получается, ну и пусть ругают, наплевать. Мальчики растрачивают
 явно меньше нервов и здоровья, чем девочки. Замечено, что на крик, на 
авторитарное поведение учителя мальчики не реагируют, а у 75% девочек в 
ответ поднимается давление.  
      В нашем институте разработана методика: благодаря специальному тесту 
можно увидеть, как с возрастом изменяется восприимчивость к обучению. 
Есть такой показатель – отношение количества прочитанных знаков к 
ошибкам при чтении. Вот этот параметр у девочек вначале улучшается с 
первого по четвертый классы, затем – в пятом-седьмом классах – 
происходит резкое падение, и потом постепенно, с конца седьмого-восьмого
 классов этот показатель вновь начинает вновь потихонечку расти. А у 
мальчиков подобных скачков нет, так как у них иное развитие. Как 
правило, и адаптация к школе у них проходит лучше, чем у девочек. 
Проблемы с обучением мальчиков связаны скорее с психологическими 
изменениями в этом возрасте.  
      Специалисты нашего института считают, что для девочек необходимо 
снизить нагрузку в средних классах, а чтобы не пострадал учебный 
процесс, нужно начинать их учить раньше. То есть для девочек идти в 
первый класс оптимально с шести лет. А для мальчиков все-таки лучше идти
 с семи, потому что хотя сам образовательный процесс у них проходит 
намного легче, они позже «включаются» в учение.  
      Безусловно, и родителям, и всем воспитателям необходимо учитывать 
возрастные изменения у детей, соответственно не ожидать от них такой же 
отличной успеваемости в средней школе, какая была в начальной. Для 
снижения школьных успехов есть объективные причины, и никакое 
муштрование не может повлиять на это. Просто при воспитании подростков 
нужно обязательно принимать во внимание все биологические особенности, 
присущие этому возрасту.  
      
   |