Каждый любящий родитель мечтает о том, чтобы его чадо училось
на одни пятерки – или, хотя бы, на четверки и пятерки. Однако далеко не
все понимают, что эффективность обучения зависит не столько от
пожеланий мам и пап, сколько от возможностей ребенка, его мотивации и
чувства удовлетворения от достигнутого. Объективной помехой на дороге к
знаниям может стать бурная перестройка всего организма подростка,
называемая «переходный период».
Чаще всего и родители, и педагоги связывают проблемы обучения с
уровнем интеллектуального развития. Отсюда и вопросы: «Почему он плохо
учится, ведь совсем не дурак?». В действительности же ребенок может
плохо учиться из-за снижения работоспособности, связанного с возрастными
перестроениями его организма.
Младшие тинейджеры пока не похожи на взрослых ни по внешнему облику,
ни по поведению. Они еще много играют и просто бегают, возятся и шалят,
они непосредственны и непоседливы, легко поддаются влиянию.
Однако внешняя картина сохраняющейся детскости обманчива, за ней
скрываются важные процессы становления нового: подростки взрослеют
незаметно, оставаясь во многом детьми. В этом возрасте учебная
деятельность и школа постепенно перестает быть основной и самой важной
задачей.
В период пубертата
происходят изменения на всех уровнях, в первую очередь на биологическом,
а также на психологическом и социальном. Меняется интенсивность
физиологических процессов, гормональный фон, функции органов.
Рост скелета идёт быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда
нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. У девочек
увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно
переживается ими очень тяжело. Объём сердца увеличивается за пубертатный
период в два раза, при этом происходят значительные колебания
артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные
боли. Зачастую врачи ставят подросткам диагноз: вегетососудистая
дистония.
Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере
зависят от функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте
происходит как бы «взрыв» деятельности гипотоламо-гипофизарной и
эндокринной систем. Это ведет к изменению гормонального статуса. Гормон
роста – один из основных гормонов гипофиза – стимулирует жироотложение,
активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Его выработка
достигает пика к 12-14 годам. Именно с этим связан максимальный
ростовой скачок у подростков.
Другой гормон этой железы воздействует на увеличение костной и
мышечной ткани. Он же усиливает приспособительные реакции организма к
стрессовым воздействиям. В этом состоит биологическая основа, которая в
подростковом возрасте обеспечивает усвоение знаний, а также выработку и
закрепление трудовых и жизненных навыков.
Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы.
Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют
уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной
системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою
очередь, «управляется» гипофизарным гормоном, который регулирует обмен
йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка. Изменения
гормонального статуса, характерные для пубертатного периода,
обуславливают перестройку иммунной системы. Соматотропный гормон и
тиреоидные гормоны стимулируют функцию вилочковой железы, лимфоидной
ткани, образование Т-лимфоцитов.
Но и это еще не все.
Состояние нервной системы подростка становится неустойчивым. Поэтому в
поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность,
неустойчивость эмоциональных реакций. Внешние признаки этого –
повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные
стрессовые ситуации, потливость.
Наш мозг развивается неравномерно – есть кризисные моменты, когда
заканчивается формирование одних его отделов и начинается бурное
развитие других. Это происходит примерно в год, три, семь и четырнадцать
лет. И в каждый период между кризисами меняется характер и способ
восприятия действительности – в зависимости от развития тех или иных
отделов головного мозга.
У ребенка на протяжении предшествующих лет нарастала ведущая роль
коры больших полушарий головного мозга. Но вот в период полового
созревания снова усиливается подкорковая активность (об этом говорят
данные электроэнцефалографических исследований). Этим-то и объясняется
естественное снижение продуктивности умственной деятельности старшего
школьника из-за того, что конкретное мышление сменяется логическим.
Неудивительно, что школьная успеваемость падает, хотя вроде бы
закономерность должна быть обратная – с возрастом должен быть все
нарастающий прогресс.
В психологическом плане появляется стремление стать более
самостоятельной, независимой от родителей личностью. Главным становится
интимно-личностное общение со сверстниками. Новый для подростка механизм
логического мышления приводит к росту критичности. Он уже не принимает
постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований. Лишь
у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления
негативизма.
Детские психологи уверены: человек должен пройти все естественные
стадии своего развития – наиграться всласть, подраться со сверстниками в
подростковом возрасте. Повсеместно распространенные школы раннего
развития, где малыши учат интегралы чуть ли не с пеленок, – это просто
конъюнктурный заказ, не оправданный потребностями ребенка. Личность
может формироваться только после того, как сформирован мозг. А его
развитие завершается к 15 – 16 годам с созреванием лобных долей.
Назначение лобных долей – контроль. Ребенок становится Личностью,
когда он научается контролировать себя – то есть нести ответственность
за свои поступки. Подростковый период развития ребенка – последняя
возможность повлиять на формирование его личности, характера.
Подросток хочет познать
не только себя, но и свое место в мире, который он исследует
эмпирически. Любое «асоциальное», с точки зрения взрослых, поведение сам
тинейджер рассматривает, скорее, как… исследовательское. Естественно,
те рамки, в которых он вынужден существовать в учебном заведении, ему
тесны. Школа не дает ответы на те вопросы, которые волнуют старшего
школьника. И это еще одна причина конфликта ученика с учебой.
Но родителям нельзя относиться к подрастающему чаду слишком
прямолинейно и думать, что обязательно у него будет спад в обучении. В
этом возрасте определяются предпочтения в учебных дисциплинах. Уровень
знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности.
Школьные занятия впервые превращаются не в деятельность для получения
оценок, а в учебу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е.
приобретают личностный смысл и ценность.
Если смотреть на все эти метаморфозы как бы со стороны, то можно
вообразить, как бурно развивающаяся личность освобождается от старой
оболочки, ставшей тесной, и появляется некое неведомое существо. Этот
процесс происходит иногда постепенно, исподволь, а иногда внезапно и
сразу. И зачастую даже опытные школьные педагоги не поспевают за
эскалацией мыслей и чувств подрастающих юношей и девушек.
Изменившееся поведение подростков окружающие нередко ошибочно
расценивают как пробелы воспитания, результат неблагоприятного влияния
среды и т.д. К ним пытаются применять меры общественного или
административного воздействия, в то время как нужно просто на новом
уровне выстраивать отношения со взрослеющим человеком. Наступит время,
когда гормональные бури улягутся, но если тинейджер успел стать
«трудным» из-за неправильного воспитания, улучшение его физического
состояния не приведет к его автоматическому исправлению.
Все-таки взрослым надо не забывать, что главная особенность подростка
– не агрессия, а личностная нестабильность. В нем борются
противоположные черты и устремления, определяя противоречивость
характера и поведения.
Психологи советуют:
Сгладить все проблемы отроческого возраста можно за счет хорошего
психологического климата в семье. Вместе с тем на подростка положительно
влияют высокий статус в среде сверстников, наличие жизненных
перспектив, а также хобби. Родители должны понимать, что перепады
настроения в этом возрасте являются нормой. Помочь своему отпрыску
восстановить эмоциональный баланс можно с помощью прогулок на природе,
травяных чаев, ванн с хвоей и солью.
Чаще говорите ребенку, что вы его любите: еще никого не испортил
избыток родительской любви. Он нуждается в этом, даже если отчаянно
показывает свою независимость от вашего мнения. Примите своего ребенка в
обоих его проявлениях, взрослом и детском. Ведь ему требуется ваша
любовь, и несмотря ни на что, вы для него – самый большой авторитет.
Для многих родителей, которые считают, что успешность и отличная
учеба – это синонимы, можно напомнить позицию профессионалов: успешность
зависит не от количества пятерок в аттестате, а от умения общаться,
находить общий язык с разными людьми, от способности вступать в
конкурентные отношения с другими. Кроме того, очень пригодятся навыки
ориентироваться в жизненных ситуациях, умение ставить собственные цели и
самостоятельно их добиваться и много другого, чему отчасти можно
научиться в школе, но это не называется школьной успеваемостью и не
оценивается в пятерках.
Комментарий эксперта
Куинджи Наталья Николаевна, главный научный
сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания
Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и
подростков ГУ НЦЗД (научный центр здоровья детей) РАМН, доктор
медицинских наук, профессор.
Статья
«Переходный возраст: как взрослеют наши дети»
Я целиком и полностью согласна с тем, что с началом гормональной
перестройки в организме подростка снижается восприимчивость к
информации, становится хуже память, замедляются все умственные процессы.
При этом естественные физиологические изменения накладываются на
повышенную физическую и интеллектуальную нагрузку, и происходит некий
конфликт интересов.
Для всех школьников характерны психоэмоциональное и зрительное
напряжение, гиподинамия, длительная вынужденная сидячая поза,
обусловленные учебным процессом. К сожалению, это наблюдается в тот
период, когда ребенок растет, и ему нужна повышенная двигательная
активность. Поэтому специалисты нашего института уверены, что детский
организм способен выдержать только шесть уроков в день, даже если речь
идет о старшекласснике.
Важно отметить, что и половые отличия очень сильно влияют на процесс
обучения. Взрослеют и мальчики, и девочки, но происходит это у них
по-разному. К примеру, девочки уже в первом классе резво включаются в
учебу, стараются изо всех сил, но поскольку они очень волнуются и
нервничают, у них часто поднимается артериальное давление. А у мальчиков
– никаких колебаний давления, и учеба их совсем не невротизирует: ну и
пусть не получается, ну и пусть ругают, наплевать. Мальчики растрачивают
явно меньше нервов и здоровья, чем девочки. Замечено, что на крик, на
авторитарное поведение учителя мальчики не реагируют, а у 75% девочек в
ответ поднимается давление.
В нашем институте разработана методика: благодаря специальному тесту
можно увидеть, как с возрастом изменяется восприимчивость к обучению.
Есть такой показатель – отношение количества прочитанных знаков к
ошибкам при чтении. Вот этот параметр у девочек вначале улучшается с
первого по четвертый классы, затем – в пятом-седьмом классах –
происходит резкое падение, и потом постепенно, с конца седьмого-восьмого
классов этот показатель вновь начинает вновь потихонечку расти. А у
мальчиков подобных скачков нет, так как у них иное развитие. Как
правило, и адаптация к школе у них проходит лучше, чем у девочек.
Проблемы с обучением мальчиков связаны скорее с психологическими
изменениями в этом возрасте.
Специалисты нашего института считают, что для девочек необходимо
снизить нагрузку в средних классах, а чтобы не пострадал учебный
процесс, нужно начинать их учить раньше. То есть для девочек идти в
первый класс оптимально с шести лет. А для мальчиков все-таки лучше идти
с семи, потому что хотя сам образовательный процесс у них проходит
намного легче, они позже «включаются» в учение.
Безусловно, и родителям, и всем воспитателям необходимо учитывать
возрастные изменения у детей, соответственно не ожидать от них такой же
отличной успеваемости в средней школе, какая была в начальной. Для
снижения школьных успехов есть объективные причины, и никакое
муштрование не может повлиять на это. Просто при воспитании подростков
нужно обязательно принимать во внимание все биологические особенности,
присущие этому возрасту.
|