Оценка лабораторных исследований



Белая Клиника




Онлайн консультация:


Главный врач центра, врач высшей категории
Вдовин Валентин Иванович
проведет онлайн консультацию на интересующие вас темы.


Подробнее...

Контакты:
Skype (valentin200440)

Наш адрес: Ростовская область, г. Таганрог
ул.Дзержинского, 154-6
(8634) 36 46 01

ЛицензияЛО-61-01-001709

 
Переходный возраст: как взрослеют наши дети PDF Печать E-mail
Медицина - АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
02.05.2010 09:39
Каждый любящий родитель мечтает о том, чтобы его чадо училось на одни пятерки – или, хотя бы, на четверки и пятерки. Однако далеко не все понимают, что эффективность обучения зависит не столько от пожеланий мам и пап, сколько от возможностей ребенка, его мотивации и чувства удовлетворения от достигнутого. Объективной помехой на дороге к знаниям может стать бурная перестройка всего организма подростка, называемая «переходный период».

Чаще всего и родители, и педагоги связывают проблемы обучения с уровнем интеллектуального развития. Отсюда и вопросы: «Почему он плохо учится, ведь совсем не дурак?». В действительности же ребенок может плохо учиться из-за снижения работоспособности, связанного с возрастными перестроениями его организма.

Младшие тинейджеры пока не похожи на взрослых ни по внешнему облику, ни по поведению. Они еще много играют и просто бегают, возятся и шалят, они непосредственны и непоседливы, легко поддаются влиянию.

Однако внешняя картина сохраняющейся детскости обманчива, за ней скрываются важные процессы становления нового: подростки взрослеют незаметно, оставаясь во многом детьми. В этом возрасте учебная деятельность и школа постепенно перестает быть основной и самой важной задачей.

В период пубертата происходят изменения на всех уровнях, в первую очередь на биологическом, а также на психологическом и социальном. Меняется интенсивность физиологических процессов, гормональный фон, функции органов.

Рост скелета идёт быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. У девочек увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно переживается ими очень тяжело. Объём сердца увеличивается за пубертатный период в два раза, при этом происходят значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли. Зачастую врачи ставят подросткам диагноз: вегетососудистая дистония.

Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте происходит как бы «взрыв» деятельности гипотоламо-гипофизарной и эндокринной систем. Это ведет к изменению гормонального статуса. Гормон роста – один из основных гормонов гипофиза – стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Его выработка достигает пика к 12-14 годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков.

Другой гормон этой железы воздействует на увеличение костной и мышечной ткани. Он же усиливает приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В этом состоит биологическая основа, которая в подростковом возрасте обеспечивает усвоение знаний, а также выработку и закрепление трудовых и жизненных навыков.

Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, «управляется» гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка. Изменения гормонального статуса, характерные для пубертатного периода, обуславливают перестройку иммунной системы. Соматотропный гормон и тиреоидные гормоны стимулируют функцию вилочковой железы, лимфоидной ткани, образование Т-лимфоцитов.

Но и это еще не все. Состояние нервной системы подростка становится неустойчивым. Поэтому в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость.

Наш мозг развивается неравномерно – есть кризисные моменты, когда заканчивается формирование одних его отделов и начинается бурное развитие других. Это происходит примерно в год, три, семь и четырнадцать лет. И в каждый период между кризисами меняется характер и способ восприятия действительности – в зависимости от развития тех или иных отделов головного мозга.

У ребенка на протяжении предшествующих лет нарастала ведущая роль коры больших полушарий головного мозга. Но вот в период полового созревания снова усиливается подкорковая активность (об этом говорят данные электроэнцефалографических исследований). Этим-то и объясняется естественное снижение продуктивности умственной деятельности старшего школьника из-за того, что конкретное мышление сменяется логическим. Неудивительно, что школьная успеваемость падает, хотя вроде бы закономерность должна быть обратная – с возрастом должен быть все нарастающий прогресс.

В психологическом плане появляется стремление стать более самостоятельной, независимой от родителей личностью. Главным становится интимно-личностное общение со сверстниками. Новый для подростка механизм логического мышления приводит к росту критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма.

Детские психологи уверены: человек должен пройти все естественные стадии своего развития – наиграться всласть, подраться со сверстниками в подростковом возрасте. Повсеместно распространенные школы раннего развития, где малыши учат интегралы чуть ли не с пеленок, – это просто конъюнктурный заказ, не оправданный потребностями ребенка. Личность может формироваться только после того, как сформирован мозг. А его развитие завершается к 15 – 16 годам с созреванием лобных долей.

Назначение лобных долей – контроль. Ребенок становится Личностью, когда он научается контролировать себя – то есть нести ответственность за свои поступки. Подростковый период развития ребенка – последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера.

Подросток хочет познать не только себя, но и свое место в мире, который он исследует эмпирически. Любое «асоциальное», с точки зрения взрослых, поведение сам тинейджер рассматривает, скорее, как… исследовательское. Естественно, те рамки, в которых он вынужден существовать в учебном заведении, ему тесны. Школа не дает ответы на те вопросы, которые волнуют старшего школьника. И это еще одна причина конфликта ученика с учебой.

Но родителям нельзя относиться к подрастающему чаду слишком прямолинейно и думать, что обязательно у него будет спад в обучении. В этом возрасте определяются предпочтения в учебных дисциплинах. Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Школьные занятия впервые превращаются не в деятельность для получения оценок, а в учебу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретают личностный смысл и ценность.

Если смотреть на все эти метаморфозы как бы со стороны, то можно вообразить, как бурно развивающаяся личность освобождается от старой оболочки, ставшей тесной, и появляется некое неведомое существо. Этот процесс происходит иногда постепенно, исподволь, а иногда внезапно и сразу. И зачастую даже опытные школьные педагоги не поспевают за эскалацией мыслей и чувств подрастающих юношей и девушек.

Изменившееся поведение подростков окружающие нередко ошибочно расценивают как пробелы воспитания, результат неблагоприятного влияния среды и т.д. К ним пытаются применять меры общественного или административного воздействия, в то время как нужно просто на новом уровне выстраивать отношения со взрослеющим человеком. Наступит время, когда гормональные бури улягутся, но если тинейджер успел стать «трудным» из-за неправильного воспитания, улучшение его физического состояния не приведет к его автоматическому исправлению.

Все-таки взрослым надо не забывать, что главная особенность подростка – не агрессия, а личностная нестабильность. В нем борются противоположные черты и устремления, определяя противоречивость характера и поведения.

Психологи советуют:

Сгладить все проблемы отроческого возраста можно за счет хорошего психологического климата в семье. Вместе с тем на подростка положительно влияют высокий статус в среде сверстников, наличие жизненных перспектив, а также хобби. Родители должны понимать, что перепады настроения в этом возрасте являются нормой. Помочь своему отпрыску восстановить эмоциональный баланс можно с помощью прогулок на природе, травяных чаев, ванн с хвоей и солью.

Чаще говорите ребенку, что вы его любите: еще никого не испортил избыток родительской любви. Он нуждается в этом, даже если отчаянно показывает свою независимость от вашего мнения. Примите своего ребенка в обоих его проявлениях, взрослом и детском. Ведь ему требуется ваша любовь, и несмотря ни на что, вы для него – самый большой авторитет.

Для многих родителей, которые считают, что успешность и отличная учеба – это синонимы, можно напомнить позицию профессионалов: успешность зависит не от количества пятерок в аттестате, а от умения общаться, находить общий язык с разными людьми, от способности вступать в конкурентные отношения с другими. Кроме того, очень пригодятся навыки ориентироваться в жизненных ситуациях, умение ставить собственные цели и самостоятельно их добиваться и много другого, чему отчасти можно научиться в школе, но это не называется школьной успеваемостью и не оценивается в пятерках.

Комментарий эксперта

Куинджи Наталья Николаевна, главный научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД (научный центр здоровья детей) РАМН, доктор медицинских наук, профессор.

Статья «Переходный возраст: как взрослеют наши дети»

Я целиком и полностью согласна с тем, что с началом гормональной перестройки в организме подростка снижается восприимчивость к информации, становится хуже память, замедляются все умственные процессы. При этом естественные физиологические изменения накладываются на повышенную физическую и интеллектуальную нагрузку, и происходит некий конфликт интересов.

Для всех школьников характерны психоэмоциональное и зрительное напряжение, гиподинамия, длительная вынужденная сидячая поза, обусловленные учебным процессом. К сожалению, это наблюдается в тот период, когда ребенок растет, и ему нужна повышенная двигательная активность. Поэтому специалисты нашего института уверены, что детский организм способен выдержать только шесть уроков в день, даже если речь идет о старшекласснике.

Важно отметить, что и половые отличия очень сильно влияют на процесс обучения. Взрослеют и мальчики, и девочки, но происходит это у них по-разному. К примеру, девочки уже в первом классе резво включаются в учебу, стараются изо всех сил, но поскольку они очень волнуются и нервничают, у них часто поднимается артериальное давление. А у мальчиков – никаких колебаний давления, и учеба их совсем не невротизирует: ну и пусть не получается, ну и пусть ругают, наплевать. Мальчики растрачивают явно меньше нервов и здоровья, чем девочки. Замечено, что на крик, на авторитарное поведение учителя мальчики не реагируют, а у 75% девочек в ответ поднимается давление.

В нашем институте разработана методика: благодаря специальному тесту можно увидеть, как с возрастом изменяется восприимчивость к обучению. Есть такой показатель – отношение количества прочитанных знаков к ошибкам при чтении. Вот этот параметр у девочек вначале улучшается с первого по четвертый классы, затем – в пятом-седьмом классах – происходит резкое падение, и потом постепенно, с конца седьмого-восьмого классов этот показатель вновь начинает вновь потихонечку расти. А у мальчиков подобных скачков нет, так как у них иное развитие. Как правило, и адаптация к школе у них проходит лучше, чем у девочек. Проблемы с обучением мальчиков связаны скорее с психологическими изменениями в этом возрасте.

Специалисты нашего института считают, что для девочек необходимо снизить нагрузку в средних классах, а чтобы не пострадал учебный процесс, нужно начинать их учить раньше. То есть для девочек идти в первый класс оптимально с шести лет. А для мальчиков все-таки лучше идти с семи, потому что хотя сам образовательный процесс у них проходит намного легче, они позже «включаются» в учение.

Безусловно, и родителям, и всем воспитателям необходимо учитывать возрастные изменения у детей, соответственно не ожидать от них такой же отличной успеваемости в средней школе, какая была в начальной. Для снижения школьных успехов есть объективные причины, и никакое муштрование не может повлиять на это. Просто при воспитании подростков нужно обязательно принимать во внимание все биологические особенности, присущие этому возрасту.

 

 
http://twitter.com/vvdovin

Сейчас 51 гостей онлайн
Rambler's Top100


http://www.zdorovieinfo.ru/