Оценка лабораторных исследований



Белая Клиника




Онлайн консультация:


Главный врач центра, врач высшей категории
Вдовин Валентин Иванович
проведет онлайн консультацию на интересующие вас темы.


Подробнее...

Контакты:
Skype (valentin200440)

Наш адрес: Ростовская область, г. Таганрог
ул.Дзержинского, 154-6
(8634) 36 46 01

ЛицензияЛО-61-01-001709

 
Открытое письмо. Новогодние открытки PDF Печать E-mail
Медицина - АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
14.12.2009 09:16

330 360
Wikimedia.org 
Накануне Нового года мы вспоминаем о разных традициях. И не важно, если они не имеют никакого отношения к нашей культуре. Наверное, делая это, каждый из нас чувствует себя человеком мира. Убирать свой дом перед праздниками – традиция международная. Но, кажется, итальянцы в это время любят выбрасывать старые вещи. Иногда даже в саму новогоднюю ночь. Я тоже решила освободить свое жизненное пространство для прихода новой светлой энергии. А это уже вроде бы по фэн-шуй, что, в общем-то, не так важно. Разбирая старые бумаги и письма, я нашла коробку с чистыми открытками, которые "собирала" в детстве, а также множество открыток, присланных моей семье на праздники. Так обычная уборка превратилась в воспоминание, может быть, немного грустное. Но это та светлая грусть, которая не может омрачить праздник. К тому же я поняла, какие сокровища у меня в руках.

Я посмотрела на маленький ключик, висящий много лет на своем гвоздике в коридоре, и подумала, что в течение последних двух десятилетий уменьшился поток писем и открыток, опускаемых почтальоном в наши почтовые ящики. И о том, что мы стали скупы на слова и тем более на целые предложения, написанные нашей рукой. Что мы забыли, как когда-то покупали по 100 открыток, чтобы поздравить родных и друзей.

К сожалению, ушла одна замечательная и очень старая традиция – писать и посылать открытые письма, которые потом стали называться "открытки". Никто не спорит, что отправить e-mail или sms намного проще и дешевле...

К тому же можно прикрепить любую открытку, даже ту, которая давно стала антикварной редкостью. Но все же, господа, но все же… Посмотрите на иностранцев, посылающих с места отдыха открытки с красивыми видами. В них всего два слова. Но как приятно! А открытки после посещения чьей-то вечеринки. Если вы не пришлете открытку-благодарность, то в следующий раз вас могут просто не пригласить. Таковы правила этикета. А сам процесс похода в магазин за открытками. Это же сказка! Тем более перед Новым годом и Рождеством.

А началась история открыток очень давно. И самое интересное, что никто не сможет рассказать ее достоверно. Возможно, прообразом будущих открытых писем были сопроводительные надписи к подаркам, которым более 2 тысяч лет. А, может быть, все пришло из Китая с его замечательной бумагой, где было принято посылать визитные карточки тем родственникам, кого не смогли навестить в праздники. Они были красного цвета и, конечно же, сопровождались добрыми пожеланиями. Самые древние открытки находятся в Британском музее и датированы 1400 годом.

300 400
Wikimedia.org 
А вот рождественские открытки, как и любовные, появились в Европе позднее - только в 15 веке. Прародительницей такой открытки, очевидно, может считаться средневековая гравюра с христианскими мотивами, такие продавались в церковных лавках. Надо сказать, что и сегодня в европейских странах Рождество - праздник более значимый, чем Новый год, поэтому пожелания на открытках были рождественские. Как часто посылались рождественские открытки в те далекие времена, трудно сказать. Но ясно, что это не было традицией.

Одним из главных персонажей рисованных открыток очень долго оставался не Санта Клаус, а поросенок – символ различных благ, в том числе и богатства. Немецкие художники любили рисовать листья клевера, мухоморы и подковы, а французские – красивых женщин с бокалом шампанского. Шло время, менялись рисунки, но, несмотря ни на что, они всегда отражали атмосферу своего времени и страны.

Традиция посылать рождественские и новогодние открытки появился совершенно случайно. Это был тот редкий случай, когда лень оказала добрую услугу. Кончался 18 век. Один господин, житель Англии, по имени Генри Коул, подумал о том, как он устал поздравлять лично каждого человека из своего многочисленного семейства. Идея была блестящей: он попросил художника Джона Хорсли изготовить 40 одинаковых открыток. На открытке была нарисована большая семья этого находчивого сэра Генри, сидящая за праздничным столом. На открытке красовалась подпись: "Веселого Рождества и счастливого нового года". Так 1794 год навсегда вошел в историю. Мода на открытки смело вошла в жизнь и прижилась. Но это было дорогое удовольствие! Ведь открытку надо было доставлять получателю. В 1840 году появились почтовые марки, и все значительно упростилось.

А что же сэр Генри? Оказалось, что он был предприимчивым человеком. И в 1843 году напечатал 1 тысячу экземпляров той самой открытки, которые продавались по 1 шиллингу. Сегодня осталось только 12 этих знаменитых открыток. Причем открытка из первого заказа Генри Коула не так давно была продана на аукционе за 22 тысячи фунтов, что превысило в 4 раза первоначальную оценочную стоимость.

В нашей стране все интересные события, связанные с открытками, произошли намного позже. Сначала открытки привозили из-за границы.

1 января 1872 года в России были введены в обращение открытые письма, которые стали называть просто открытки. И они не были иллюстрированы. Право выпускать их принадлежало исключительно Почтовому ведомству. Кстати, в 1874 году Всемирный почтовый союз установил международный стандарт открытки 9 на 14 см. Надо сказать, что российские предприниматели были недовольны такой монополией на выпуск открытых писем и не раз поднимали вопрос об изменении существующего закона, приводя в пример, естественно, Европу, где художественные открытки уже давно радовали людей. Но им предстояло запастись терпением. Изменения грянули только в 1894 году. 19 октября министр внутренних дел генерал-адъютант С.М.Тимашев, в ведомстве которого находился почтовый департамент, подписал распоряжение, согласно которому разрешалось пересылать по почте открытки частного изготовления. При этом адресная сторона должна была оформляться по стандартам образца 1886 года. Так Почтовый департамент потерял монополию на выпуск немаркированных бланков и начался рассвет отечественной художественной открытки – поздравительной, рекламной, юмористической, рождественской.

Крупные издательства делали открытки на любой вкус: рельефные изящной работы, блестящая эмаль, плюшевые, эмаль с золотом, аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн и в русском стиле по рисункам русских художников.

Что на них изображалось? Первые открытки были "видовыми": вид города или пейзаж местности, сопровождаемые надписью: "Привет из …!"

Одним из самых крупных издательств открыток в России считалась Община Святой Евгении в Петербурге. Попечительницей Общины являлась принцесса Евгения Ольденбургская, а председателем – фрейлина императрицы Евдокия Джунковская. Именно в этом издательстве в 1898 году и появились первые российские рождественские открытки. Они были изданы исключительно с благотворительными целями для сбора дополнительных средств в поддержку курсов сестер милосердия, содержания больницы и амбулатории. В первое время Община святой Евгении издавала только рождественские и пасхальные открытки. Но кто рисовал их! Выдающиеся художники А.Бенуа, Н.Рерих, К.Маковский, Л.Бакст, И.Билибин! Однако в отечественную историю открытки, да и в мировую тоже, вошло имя удивительной женщины Елизаветы Меркурьевны Бём. К Рождеству 1898 года была выпущена серия открыток (10 штук) по рисункам петербургских художников. Открывала серию открытка Е.М. Бём с романтическим названием: "Сердце сердцу весть подает".

340 340
Wikimedia.org 

Эта замечательная художница заслуживает особого внимания. Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914) родилась в Санкт-Петербурге, детство провела в родовом имении в селе Щипцы Пошехонского уезда Ярославской губернии. С 1857 по 1864 год обучалась в рисовальной школе Общества поощрения художников Санкт-Петербурга, которая находилась в здании Биржи на Васильевском острове, и окончила ее с серебряной медалью. В это время было принято давать девочкам образование и поощрять их таланты. Она училась у Крамского, Чистякова, Бейдмана. Ее образ остался на полотне Репина "Портрет Лизы" (1898). Елизавета Бём работала в технике акварели и силуэта, иллюстрировала журналы и книги, в том числе русскую народную сказку "Репка", басни И.Крылова и "Записки охотника" И.Тургенева. Силуэт – редчайшая техника иллюстрации книг, и тем более – книг и альбомов для детей. Искусство силуэта зародилось в Китае, где любили рисовать "китайские тени". Мода на силуэт была очень популярна и в Европе, и России. Е.Бём - автор альбомов открыток "Силуэты", "Силуэты из жизни детей", "Пирог", "Всего понемножку", "Для милого дружка хоть сережку из ушка", которые печатались не только в России, но и во Франции. Это о ее силуэтах оригинально высказался Репин: "Её черненьких я люблю больше беленьких". Это ее силуэты и акварели получали высокие награды на международных выставках в Париже, Мюнхене, Милане.

Открытки Бём уникальны, а их более 300! И не только прелестью сюжета, но и подписями: "Не тужи по вчерашнему, жди завтрашнего", "Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?". В начале 20 века по замечательным эскизам художницы было издано множество открыток с новогодними и зимними сюжетами, все их можно назвать настоящими шедеврами.

Сюжеты новогодних открыток того времени были добрыми: ангелы, дети с подарками, влюбленные пары, птицы – снегири и синицы, заснеженные елки, летящие в даль удалые тройки. Дед Мороз, снегурочка и снеговик еще не стали фаворитами. Существовали официальные новогодние карточки, а также шуточные иллюстрации к светским анекдотам, понять которые сегодня довольно трудно. На открытках еще не появилась привычная надпись: "С Новым Годом!", но, надо отметить, поздравления и пожелания были самые разнообразные. "Жить в добре, ходить в серебре. Одна рука – в патоке, другая – в меду", "С новым годом за ваше здоровье! В счастье жить, ни о чем не тужить!", "В новом году женихов будет сто один, а полюбится один!" Не была забыта и тема милосердия. Часто на рождественских открытках появлялись такие рисунки: например, бедные дети заглядывают в окна богатого дома. Их мысли выражены в простом четверостишии: "У богатых деток елки. Что за сладости, игрушки! А у нас с тобой, Николка, Лишь мороз один в избушке".

Накануне октябрьской революции праздничные новогодние открытки посылались миллионами.

До конца 1917 года было издано более 6400 видов открыток различной тематики. Но все-таки стоили они очень дорого: 5 копеек и больше. Для сравнения – буханка хлеба обходилась всего в полкопейки.

Пользовались популярностью и импортные фотооткрытки. На них можно было напечатать текст на русском языке. Иногда это делалось очень примитивно – с помощью обычного штампа. У дореволюционных открыток была еще одна особенность: все слова поздравления писались с большой буквы.

Революция признала открытку атрибутом буржуазной жизни, а Новый год – пьяным, обжорным праздником. Наряжать елку к Рождеству и Новому году не позволялось. И только в тридцатые годы у правительства появилась светлая мысль вновь организовать, так называемые, Елки для детей. В 1936 году разрешили праздновать Новый год. И это было событие. Вспомнили в это время и об открытках, и о новогодних подарках для детей. На открытках появился Дед Мороз и красные кремлевские звезды, а также пожелания новых производственных успехов. Появлялись и фотооткрытки, часто это были перепечатки с европейских. Но это не значило, что новогодняя открытка вернулась вместе с модой поздравлять, желать и дарить. Второй раз новогодняя открытках была реабилитирована накануне нового 1942 года. Руководители страны явно искали дополнительный источник положительных эмоций для бойцов Красной армии. До конца войны на фронт шли открытки, выпускаемые издательством "Искусство". Грубая бумага, красный и черный цвет, военная тематика и лаконичная подпись: "С новым годом, товарищи бойцы и политработники!" Если на открытке рисовалась елка, то только как реалия фронтового пейзажа, а если дети, то с обращением к отцу: "Папа, бей фашистов!". Можно было увидеть и деда Мороза с автоматом в руках, дающего пинок Гитлеру. Сюжет сопровождали стихи: "Дед Мороз под новый год, Грозный делает обход, Чтобы всей фашисткой своре Навсегда исчезнуть вскоре!"

630 260
Wikimedia.org 

Но в 1945 году, когда советские войска шли по Европе, на родину стали приходить красочные открытки. Однако после войны на такую роскошь тратиться было бессмысленно, поэтому печатались черно-белые фототипические открытки, на которых счастливые дети катались на лыжах, кормили птиц, и восторженно смотрели друг на друга влюбленные парочки. Иногда такие открытки раскрашивались вручную. Цветные открытки появились только в первой половине 50-х годов. Массовый выпуск начался в 1953 году.

1960-е годы и сегодня считаются яркими и интересными в жизни нашей страны. Повезло и новогодней открытке. Для нее наступил настоящий рассвет. На открытках изображались не только довольные жизнью советские дети, птицы, ветки ели с шишками снеговики, грозди рябины, дружные семьи, встречающие новый год, лыжники и лыжницы, фигуристки, танцующие пары, похожие на героев фильма "карнавальная ночь", но и научно-технический прогресс! Автомобили, аэропланы, ракеты и космические корабли, в которых сидел Дед мороз. Правда, был востребован и стиль деловой новогодней открытки, ведь надо было официально поздравлять и коллективы предприятий! Встречались и такие подписи на открытках: "Пусть Новый год успехи в спорте принесет!". Мне же запомнились сложные раскладные открытки, которые я подписывала бабушке и дедушке, и открытки, искрящиеся искусственным новогодним снегом.

В 70-е годы мы строили коммунизм. И Дед Мороз со Снегурочкой - тоже, что отражалось в сюжетах новогодних открыток. Часто на открытках появлялась и государственная символика: герб и Спасская башня Кремля. Не была забыта и стройка века – БАМ. Хотя было много и веселых сюжетов: герои мультфильма "Ну, погоди!", Чебурашка, уже ставший любимой игрушкой детей, лесные звери, играющие на музыкальных инструментах, часы с кукушкой, матрешка и т.д.

320 400
Wikimedia.org 
В это время издавалось огромное количество открытых писем: 17-20 миллионов экземпляров. Посылать их к праздникам было святой традицией. Но открытки должны были быть идеологически правильными. И это соблюдалось.

Потому что вплоть до распада советского Союза существовала цензура на печать новогодних открыток. При этом в моду вошли самиздатовские открытки, не лишенные оригинальности и художественного вкуса.

80-е годы запомнились тем, что появился олимпийский мишка и в унисон антиалкогольной компании с новогодних открыток исчезли бокалы с шампанским, которые красиво смотрелись рядом с апельсинами и серпантином. А из-за рубежа стали присылаться музыкальные открытки. Это впечатляло! Но все-таки я не могу назвать отечественную открытку тех лет скучной. Хотя цветные фотооткрытки почти вытеснили рисованные.

В 90-е годы началась новая жизнь и для нас, и для открыток. В 21 веке разнообразие отечественных и импортных новогодних открыток с аппликациями, сюрпризами, музыкой... огромное множество. Художники снова стали рисовать, проявляя верх фантазии и мастерства. И даже писать текст внутри двойных открыток, оставив место только для нашей подписи.

Но почему мы перестали их писать, отправлять и получать? Однако это уже другая история, которую все знают. А, может быть, накупить открыток, и, не жалея времени, вспомнить об эпистолярном жанре, и удивить всех, и обрадовать. И усилить этими эмоциями вкус новогодних праздников и Рождества? 

Иллюстрации с сайта: Wikimedia.org.
 

 
http://twitter.com/vvdovin

Сейчас 135 гостей онлайн
Rambler's Top100


http://www.zdorovieinfo.ru/