Наша жизнь делится на этапы: детство – взрослость – старость.
Однако эти периоды не приурочены к собственно хронологическому возрасту.
Социопсихологи делят кризисы, переживаемые человеком, на два типа:
возрастные и индивидуально-личностные. Причем любой возрастной кризис
индивидуально-личностным является, а наоборот – совсем не всегда.
Детство, отрочество, юность…
Как ни странно это может прозвучать, кризисы случаются у людей с
самого раннего детства. Казалось бы, не успел человек еще и шагу по
земле ступить, а его уже «накрыло». А между тем, только в детстве люди
сталкиваются с кризисными ситуациями аж трижды. Это, так называемый
«годовалый» кризис, когда у ребенка происходит становление отношения к
окружающему миру, его, пока бессознательное, приятие или неприятие –
решается: любить окружающих, не любить или вообще бояться. Затем следует
«трехлетний» кризис с его первыми проверками границ дозволенного,
осознанием понятия «нельзя», «нет» и первыми опытами получения отказа.
Многие родители замечают, что в этот период ребенок начинает вести себя
«гораздо хуже». И третий кризис детского возраста
– «семилетний». Человек начинает прощаться с детством. Часто это
происходит на фоне поступления в школу, а значит – социализации,
осознания своего места в обществе, освоения в нем своих прав, усиления
социальной ответственности. В этом возрасте человек впервые учится
говорить неправду.
В детстве человек плохо осознает процессы, им переживаемые, не умеет
анализировать происходящее. Поэтому положительно выходить из своих
детских кризисов он может в первую очередь с помощью родителей. Они, в
свою очередь, должны не просто «очень любить» свое чадо, исправно
выполнять прокормочно-санитарно-гигиенические функции, но чутко и
бдительно наблюдать за его жизнью, чтобы оказаться рядом в нужный
момент.
На границе детства и зрелости находится подростковый возраст,
вмещающий в себя психологические характеристики как детства, так и
взрослости. Это, как правило, с 12 до 14 лет, переход от младшего
школьного возраста непосредственно к подростковому, широко известному
как переходный возраст. Часто его тяжело
переживают девочки: им сложно принять изменения собственного тела. Но в
любом случае происходит половозрастная идентификация, то есть принятие
себя как представителя определенного пола, профессии, конфессии т.п. В
18-20 лет люди, как правило, окончательно расстаются с детством,
начинается сложная, взрослая жизнь.
Граница между взрослостью и старостью куда более размыта, потому что в
ряде случаев возрастно-психологические периоды одновременно относятся и
к зрелости, и к старости.
Земную жизнь пройдя до половины…
Сама зрелость как череда психологических
возрастов состоит из ранней зрелости (как правило, около 30 лет),
кризиса середины жизни, второй зрелости, кризиса старения и периода,
который большинство называет пожилым возрастом. Кризис среднего возраста,
вопреки общепринятому мнению, связан не столько с выбросом гормонов,
сколько с хронологией. Осознание того факта, что прожито уже больше лет,
чем осталось, приводит к развенчанию одних жизненных смыслов и
упрочению других, происходит ценностная переориентация, в результате
чего прошлая жизнь подвергается переосмыслению.
Человек вдруг осознает, что на осуществление заветных желаний нет ни средств, ни времени, а подчас – сил и желания.
Кризисом середины жизни является
переидентификация, в это время человек часто меняет семью, профессию,
место жительства, религиозные взгляды. Именно в этот период люди чаще
всего обращаются за помощью к психоаналитикам.
Человек и его время
Наступление пожилого возраста у нас ассоциируется со временем выхода
на пенсию, в связи с чем это понятие нередко носит пренебрежительный,
негативный оттенок. Само понятие кризиса делит не годы, но эпохи, потому
что понятие психолого-возрастных кризисов связано с достаточным
количеством прожитых лет. Старость как психолого-возрастная эпоха, и
вовсе состоит из нескольких этапов. Их, по меньшей мере, два – пожилой и
старческий возраст, ряд ученых добавляют к этому третий, факультативный
этап – долгожительство.
Запас прочности человеческого организма рассчитан лет на 150, но
подчас сто лет становятся наказанием. Дело тут не только в физической
кондиции и невозможности обслуживать себя самостоятельно. Человек
нередко начинает ощущать, что никому не нужен: он уже не работает
(следовательно, не самореализуется); он уже не ребенок, так как
похоронил родителей, но и не родитель, так как дети выросли и завели
собственную семью; у него нет ни желания, ни возможности путешествовать;
у него обостряется ощущение неизбежного приближения смерти.
Что «болит»
Страх перед старостью. Боязнь одиночества. Чувство нереализованности, недовольства собой.
Это «болит» почти у всех, по-разному в разном возрасте. И только сам
человек может решить для себя, бороться или опустить руки и «идти ко
дну». Остановиться и в страхе ждать, как разрешится очередной кризис
или, объективно принимая жизнь во всех ее проявлениях и обстоятельствах,
направить свою энергию на созидание чего-то нового. Если не получается
сделать это самостоятельно, сходить к психологу. Вопреки укоренившемуся
мнению, в этом нет ничего стыдного. Между прочим, выйти из кризиса в
любом возрасте помогает самосовершенствование плюс социальная
активность. Нет, не митинги в ЖЭКе и в родном подъезде. Общественная
активность распространяется еще на многие полезные для себя и других
занятия.
Застраховаться от возрастных кризисов нельзя, но они, как и все в
жизни, заканчиваются, и только от нас зависит, какими мы из них выходим в
следующий, «посткризисный» период жизни – опустошенными, разрушенными,
слабыми или умудренными новым опытом, собранными, готовыми энергично
идти дальше.
Так что нужно просто хотеть жить. |