Я не люблю интерпретации лирических стихотворений. Когда пытаются
придать смысл тем словам, в которых его вообще нет, препарируют стих на
предмет наличия символов ритма, цвета, реалий, проводят параллели с
личной жизнью поэта и ищут лирического героя, роясь в тайнах чужой
биографии. Есть в этом что-то нарушающее интимную сторону и творчества,
и жизни. С другой стороны, со школы мы усвоили, что творчество
принадлежит народу. К тому же без подобного интереса читателей у поэта
не было бы шансов прославиться.
Но, в общем-то, я хочу сказать совсем о другом. Простите, о мужчинах. Они - поэты, которые были или есть.
И в их стихотворениях возникает образ женщины, а значит, прямо или
косвенно присутствует отношение к представительницам прекрасного пола,
рисующее, так сказать, портрет мужчины.
Устами поэта "глаголет" истина! Они прославились сами и прославили
женщину, как, например, великий русский поэт Николай Алексеевич
Некрасов, который в поэме "Мороз, Красный нос" написал всем известные
слова:
В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет – спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
С момента написания этого гениального произведения, а именно с 1863
года, прошло очень много времени, и XIX-й век перешел в XX-й, а XX-й
плавно перетек в XXI-й. Но почему-то эти слова стали крылатыми, затмив
собой другие шедевры поэта. Их любят повторять на все случаи жизни – со
смехом и со слезами. Их любят переделывать под свой вкус
артисты-юмористы: "Слона на бегу остановит и хобот ему оторвет", таким
образом подшучивая над женщиной. Я не знаю, благодарны ли женщины за этот портрет, нарисованный такими красками. Лично я – нет, потому что в этом четверостишии программа жизни мужчины за спиной женщины и жизнь женщины без поддержки мужчины. Эти два образа жизни доминируют в нашем обществе. Но поэт Некрасов, конечно же, не виноват.
"В беде – не сробеет – спасет". Оставим без внимания ловкость играющей
русской женщины, которую "конный не словит". Бог с ними, с играми. Но
то, что мужчина может чувствовать себя за женщиной как за каменной
стеной – вопрос интересный. Она не робеет, спасает, оберегает, лечит,
зарабатывает и рожает. А как же иначе? – спросят женщины. "Но ведь это
так естественно", – говорят мужчины и ищут женщину, стоящую на земле
"двумя ногами" (выражение, модное в Европе). "Но ведь она такая умница:
у нее и работа, и квартира, и машина", - вздыхают от счастья мамаши
великовозрастных сынков, ничего не добившихся в жизни, а имеющих только
одно преимущество – мужской пол, который, как известно, давно в
дефиците. Как жаль, что очень часто женщина может рассчитывать только на себя, не просто работать, а зарабатывать на жизнь. И все оттого, что мужчина в различных ситуациях жизни РОБЕЕТ, сдает позиции, как страус, прячет голову в песок и страстно хочет просто украшать жизнь женщины. Не правда ли, какая "почетная" миссия?
"Коня на скаку остановит". Этот комплимент "пахнет" экстримом. Конечно,
надо признать, что останавливать коня на скаку сегодня приходится
только женщинам, занимающимся конным спортом. Понятно, что выражение
перешло через свои смысловые рамки и давно не понимается буквально.
Женщина может всё. Она может больше, чем мужчина. Она сильная, смелая,
отчаянная, храбрая! Но зачем? Не кажется ли вам, мужчины, что так она
теряет львиную долю женственности?
"В горящую избу войдет". А это еще более опасно для жизни. И женщины,
кажется, не работают пожарными. Но разве думает об этом женщина, если в
ее жизни доминирует слово с мужским характером – НАДО! Хочется
спросить: "Ау, мужчины, почему вы позволяете это делать женщинам?"
Обрушившись такой словесной лавиной на Николая Алексеевича Некрасова,
который переживал за судьбы русских женщин и восхищался ими в поэме
"Русские женщины", логично вспомнить и о других поэтах. Лучше
современных, знаменитых и любимых.
Например, о Евгении Евтушенко:
Ты – большая в любви, ты смелая.
Я же робок на каждом шагу.
Я плохого тебе не сделаю
И хорошее вряд ли смогу.
Перекличка веков все-таки ощущается очень сильно. Только теперь женщина
остается за кадром. Хотя мы видим, что она – большая, очевидно не
столько в объемах (этого не приемлет эстетическое чувство современного
мужчины, отправляющего женщину в спортзал и за пилюлями для похудания),
а душой! Она – смелая. Конечно, это же о ней с гордостью говорят: "коня
на скаку…"
На первом плане возникает ОН - мужчина, робеющий, не могущий и не смеющий.
Это замечательное признание призывает женщин принимать мужчин такими,
какие они есть – ни рыба, ни мясо; ни хорошего, ни плохого. И опять
хочется спросить: "Ну, хоть что-то сделать сможешь, ДОРОГОЙ?"
От Евтушенко переходим к обожаемому мной Андрею Вознесенскому и добавляем в нашу тему большой "букет" романтики:
Запомни этот миг, и молодой шиповник,
И на твоем плече прививку от него.
Я вечный твой поэт, и вечный твой любовник.
И больше ничего. И больше ничего.
Быть Музой приятно. Наверное, также приятно быть любовницей поэта.
Потому что твоя любовь останется в веках – красивой нетленной
страницей. И молодой шиповник так прекрасен и так ароматен в начале
лета, в начале чувств. И на месте поэта может быть инженер, врач, космонавт и даже олигарх или слесарь, ведь все влюбленные мужчины становятся в душе поэтами. Смущает только фраза: "И больше ничего". Как это, больше ничего? Это в каком смысле? Оказывается, в прямом! А что же делать с годами и уходящей молодостью? Ну, нельзя же всю жизнь быть любовницей, а Музой, конечно же, можно. И как быть с вечным вопросом, произнесенным вслух или читаемым в глазах: "А мы жениться будем, ЛЮБИМЫЙ?"
Хочется вспомнить великого Бориса Пастернака и привнести в размышления самую что ни есть настоящую любовь. Поверьте, она все-таки случается в жизни.
Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Любовь, конечно, крест. Это только в песне поется с долей восторга и
скрытой иронии: "Любовь – кольцо, а у кольца начала нет и нет конца".
Кажется, так это чувство трактует и Библия. Понимаю, как тяжело
мужчинам, ведь женщины без лишних "извилин" встречаются крайне редко, а
те, чью засекреченную прелесть хочется постигать как саму жизнь, то
есть на протяжении всей жизни, – вообще одна на миллион. Роман длиной в
жизнь явление штучное. Можно, безусловно, нести крест своей любви
долго-долго, надеясь попасть в рай. А можно пуститься в короткий роман, влюбиться, но не полюбить, и не нести крест, а потом сказать словами Анны Ахматовой: "…и я не узнала, ты враг или друг, зима это или лето…".
Но если стихи пишутся, а звезды зажигаются, то это кому-нибудь нужно! В
первую очередь нам самим – и мужчинам, и женщинам, которые все никак не
могут прийти к консенсусу.
Разрешить проблему на самом деле очень просто: мужчины должны позволить женщинам быть женщинами, а женщины – сподвигнуть мужчин быть мужчинами. И тогда не будет ни горящих изб, ни вздыбленных коней, ни маменькиных сыночков, ни любовниц с 20-летним стажем, оставшихся навсегда одинокими, ни тяжелого любви-креста. Полный хэппи энд!
Даже не знаю, что мы будем делать с таким огромным счастьем в личной жизни.