Стеклянная мечта |
Мода - Мода |
10.02.2011 13:33 |
"Стекло, превосходный нейтральный материал, его прозрачность заставляет
даже сомневаться в его реальности, оно предназначено, чтобы содержать в
себе мечту", - считает Фабьен Павья, автор книги "Чарующий мир духов". Рассматривая старинные флаконы, и даже некоторые современные, начинаешь понимать, что это и есть мечта, независимо от того, что внутри. Конечно, невзрачные керамические горшочки древности не могли поразить воображение, зато склянки, полученные в процессе выдувания стекла сирийцами, привлекали внимание эстетов. Мастера были в вечном поиске новых элементов, благодаря которым стекло приобретало все большую чистоту. Например, славе знаменитых муранских стеклодувов поспособствовала зола водорослей, которую следовало добавлять для идеальной прозрачности. Производство стекла, в том числе и парфюмерного, считалось занятием настолько элитарным, что, к примеру, во Франции это разрешалось делать только дворянам. "В красивом флаконе плохих духов быть не может! - считает дизайнер Наталья Ревуцкая. - Насколько хорош флакон - понять просто: если у тебя кончились духи, и пустая емкость выглядит неинтересной - такой экземпляр оставлять не хочется, да и не нужно. Он внимания не заслуживает, потому что просто не дотягивает до такого предмета, который способен украсить жизнь. Ты его подержишь, подержишь, да и выбросишь в конце концов. А вот такой экземпляр, как от Лалика, - это настоящее произведение искусства. И не очень важно, есть в нем духи или нет. И отношение к нему должно быть как к самостоятельному, эстетически весомому предмету, а не как к упаковке. Ты его берешь, долго разглядываешь, любуешься, а только потом замечаешь, что у него есть и практическое предназначение. Оказывается, в него можно наливать парфюмерную жидкость!" Откуда такая страсть к парфюмерному стеклу - понятно. Дедушка Натальи Ревуцкой был химиком, который не только первый в России выпустил искусственный жемчуг, но и в 20-е годы XX века открыл в центре Москвы парфюмерный магазин. Духи привозились, разумеется, из Франции, с тех пор осталось несколько флаконов. Сначала они служили предметом любования, а потом талантливая внучка начала ходить по блошиным рынкам и разыскивать другие старинные экземпляры. Некоторые были без крышек, для таких Наталья подбирала "макушечки", другие оказывались со сколами, которые умело обтачивались, с третьих приходилось с помощью специальных инструментов снимать насмерть прикрепленный пульверизатор. Все эти емкости, не имеющие никакой ценности, с точки зрения обычного человека, декорировались стразами, старинным кружевом, бусинами и превращались в такие интересные предметы, что не теряются даже в самом продуманном и эстетском интерьере. Каждый флакон, побывавший в руках дизайнера Ревуцкой, превращается в образ: то в красавицу времен модерна, то в знаменитую современную художницу Катю Медведеву, а то в абстрактные "Эротические фантазии". Дизайнер Лада Азарх рассматривает емкости для духов, впрочем, как и двери, столы, лампы, шкатулки, дома, - как интересную (или неинтересную) основу для декорирования. Я всегда поражалась, с какой удивительной легкостью Лада придает самому простому предмету неповторимый шик.
Традиция украшать парфюмерные флаконы вышивкой идет со времен рококо.
"Это делалось очень просто: изготавливали вставку-медальон, внутрь монтировалась вышивка, а затем готовая деталь крепилась на флакон, - рассказывает автор вышивок в технике petit point Юлия Макеева. - Правда, стеклом ее, как правило, не закрывали, поэтому многое, что сохранилось с того времени, выглядит довольно потрепанным. Иногда вышитая деталь вставлялась в ажурную золотую или серебряную оплетку флакона. Темой вышивки обычно были цветы - как правило, розы. Вышивали разными нитками, но всегда в одной технике - petit point ("маленькая точка"). Только таким способом можно вышить картинку, подходящую по масштабам для такого небольшого предмета, как емкость для духов. Сейчас тоже производятся флаконы аналогично тем, что были в XIX веке: такой же формы, такого же размера, по сохранившимся эскизам. Приставные медальончики вышивают по оригинальным рисункам того времени. Раньше это были предметы роскоши, подобными экземплярами владели самые знаменитые красавицы разных времен:маркиз Помпадур, императрица Франции Мария-Антуанетта, самая любимая императрица австрийцев - Сиси". Я тоже внесла свой вклад в декорирование парфюмерных сосудов: поместила вышивку Юлии Макеевой внутрь флакона-подвески. Теперь это мое самое любимое украшение, к которому прилагается свой личный маленький рассказ. Ольга Музыкина, Юлия Макеева, Фото авторов |