Неравный бой. Кризис и шопинг |
![]() |
Мода - Мода | |||||
16.02.2010 12:06 | |||||
![]() © 2010 Thinkstock
Я не люблю слово "кризис". В нём чудится укус змеи или скорпиона.
Другое дело "шопинг" – мягкое пришепётывание, убаюкивающее сознание,
почти сон, почти нирвана, почти счастье.
Немного истории и психологии В начале 1990-х годов в нашу лексику напористо и деловито вошло новое слово "шопинг". Его понимали те, кто знал английский язык, остальные – делали вид, что знают, о чём идёт речь, и рассеянно улыбались. Я была среди их числа. Позднее произошло разделение понятий "идти за покупками" (с целью купить то, что нужно) и "делать шопинг". Последнее предполагало походы по магазинам, как по музеям, приятное времяпрепровождение, похожее на праздник. Прошло ещё немного времени, и психологи дали своё заключение: во-первых, шопинг – это полезно для уставшей от работы и семьи женщины; во-вторых, это немного вредно, так как может стать манией. Появилось и понятие "шопоголизм" – психологическая зависимость от покупок, когда сам процесс приносит моральные дивиденды. Плохо одно: в это время отключается механизм самоконтроля, и делаются ненужные покупки. Шопинг в период сезонных распродаж с учётом физических нагрузок стал называться не иначе, как спорт, а с учётом полученного удовольствия – карнавал, проводимый два раза в год. Есть ещё "бесплатный шопинг" или "купи-сдай", когда вещь покупается и сдаётся в обозначенные законодательством сроки, а человек получает удовлетворение от процесса. Появился и "ретро-шопинг", во время которого происходит сравнение цен на одну и ту же вещь в разных магазинах, но после её покупки.
![]() © 2010 Thinkstock
Ну, это мы в нашей жизни так припозднились. А за рубежом вопрос шопинга
обсуждался с середины XIX века. Вспомним, что в нашей стране в это
время порядочные женщины без лишней надобности одни никуда не выходили,
разве только за мелкими покупками.
Сегодня для дебатов о шопинге привлекают старину Фрейда. Действительно,
как же можно без него сказать, что шопоголизм во многом связан с
бессознательными комплексами человеческой психики, что сродни
алкоголизму и увлечению азартными играми. Многие из нас и не знают, как
далеко они зашли! А
если говорить серьёзно, то шопоголик – это идеальный потребитель вещей.
Приписывают ему и потребление чужих мыслей и идей, но я не согласна. И
не надо говорить, что в глазах шопоголика весь мир похож на большой
бутик.
В кризис даже шопоголик находит силу воли. Только не надо настаивать,
что поход по магазинам – это императив любви к себе, поощряемый
обществом. Даже если и так, что в этом дурного? А если эта любовь –
единственное чувство, помогающее держаться на плаву? Вечные ценности Программа "Временно доступен". Гость – великий кутюрье Пьер Карден. Ведущий: "Так что же выбрать 20-летней девушке в магазине?" Пьер Карден: "Лучше выбрать жениха или мужа!" Не правда ли, это самый гениальный ответ о смысле шопинга, который когда-либо слышали люди? Но в нём, как ни странно, есть ощущение замкнутого круга. Девушка приходит в магазин, чтобы купить новую одежду. Конечно, можно сказать, что она – шопоголик и просто гуляет по магазинам. Такое хобби не нравится многим мужчинам, ведь есть риск, что в будущем его придётся оплачивать. Значит, она не должна демонстрировать своё увлечение шопингом, чтобы выбрать жениха или мужа. Однако скромные девушки в стиле "полный винтаж", донашивающие наряды своих мам тридцатилетней давности, вряд ли могут надеяться на встречу с принцем. Для этого, как минимум, нужно иметь внешность юной Элизабет Тейлор, затмевающей наряды известных домов моды и делающей прекрасными любые обноски. Значит, в магазине, дорогой господин Карден, всё-таки надо покупать одежду, которая поможет взять любую высоту в личной жизни. И жаль, что вы не дали нам ценный совет, как это делать правильно.
Долой бренды! Достанем швейные машинки!
Оставив в покое девушек и женщин, скажем откровенно, что шопинг любят и
мужчины. Многие даже говорят о нём, как о хобби. И женщины, и мужчины
не скрывают своего отношения к брендам: оно более чем хорошее. Но
почему тогда в мире существует манифест борьбы с оными, проходящий под
лозунгом "No Logo!"?
Идея не кажется новой: давайте вернёмся к вечным ценностям, к экологии
жизни и чувств. Воспевая шопинг, американцы в своих знаменитых книгах
про девушку-шопоголика уделяют место и другой героине, которая имеет
гардероб, умещающийся в небольшом рюкзаке, и раздаёт идеи, как из
старого белья сделать подгузники для новорождённого. Что это значит?
Только то, что надо шить и перешивать.
Как это замечательно и романтично – женщина с иголкой, напёрстком на пальце и шорох выкроек… Здесь есть всё: экология жизни и чувств, вечные ценности и картина маслом. Но в нашей жизни всё это было. И хочется не перешивать, а шить, и то не самим, а у отличного портного. Или опять же отправиться по магазинам. Ведь мы этого, кажется, достойны. И так хочется сделать в своей квартире гардеробную.
Так что же кризис?
Безусловно, мы ещё не оценили такие антидепрессанты, как туалетную
бумагу с напечатанным на ней курсом валют или цен в супермаркете. Но мы
знаем, что нам повысит настроение именно новая губная помада! И пусть
немного дорого, мы справимся. Ведь если мы покупаем, значит, ещё
существуем. Так что кризис ввязался в неравный бой.
Иллюстрации с сайта: © 2010 Thinkstock. |