Коктейль «Гармония». Любование–влюбленность-любовь |
![]() |
26.07.2010 07:33 |
![]() © 2010 Thinkstock Речь идет отнюдь не о внешнем восприятии. Кто любил, тот знает: от влюбленности один шаг до поэтизации, превращающей в эстетическом измерении самый заурядный объект в нечто исключительное, волнующее. Главное – волнующее, то есть обостряющее чувственность: этим поэтизация и отличается от обыкновенной идеализации – "подгонки" под "шаблон", в качестве которого могут выступать модные стереотипы или культивируемые в социуме актуальные "идеалы". Любовь и влюбленность далеки друг от друга, но это не значит, что, полюбив, мы освобождаемся от влюбленности. Какой бы невосполнимый урон наносила такая потеря любовной связи! Ведь где влюбленность – там и восхищенное любование. Откуда оно берется? Восхищение – положительный аффект, по сути, похожий на переживание чувства благодарности. В случае с влюбленностью – благодарности за ту эротическую экзальтацию, которую способен доставить нам чей-то способ бытия-в-мире, его индивидуальность, только ему одному доступным образом преображающая жизненное пространство вокруг так, что в нем, в этом пространстве, образуется пустота, ущербность отсутствия, в которое затягивает нас нечто магнетическое (недосказанности и незавершенные действия, неутоленные желания, будоражащие воображение). Андре Бретон понимал любовь как "идеальное место оккультного преображения всякого мышления". Но это больше, чем преображение всего лишь мышления! Любовь – идеальное место оккультного преображения хаоса, в котором пребывает мир до встречи двоих и за пределами двоих, уже связанных тем магнетизмом. Со способности любоваться – она, любовь, начинается, а благодаря способности к состраданию – не заканчивается, длится. Впрочем, я думаю, что сострадание – это лишь мутация все того же эстетического чувства: момент избирательности присутствует даже в том, какие пороки и какую ущербность мы способны простить, и, быть может, только в благодарность за испытанное благодаря друг другу счастье. ![]() © 2010 Thinkstock
Различение само по себе и потом способность делать выбор – предпосылки
эстетического познания, а избирательность – сестра развитого
эстетического чувства, вкуса. Потому "истинная", не ориентированная на
удовлетворение и гедонизм, любовь не выбирает. В этом – суть
христианской трактовки любви: любовь, если это любовь, должна
распространяться на всех без разбора. Отделение удовольствия от
неудовольствия питает эгоизм, так как способствует индивидуализации:
кому – хрящик, а кому – арбузная косточка. Но тогда именно гедонизм –
вернейшая дорога к построению Человека. Ведь прежде, чем выйти в
надличностное измерение, нужно стать личностью – быть способным ценить и
выбирать в том числе.
…Когда, когда, когда это оборвется? Я говорю "это" и не знаю, что это – как выговорить, как назвать… Это…
Почему в нем: запястье, хрупкое, зовущее к нежности и вандализму (но
это совсем-совсем в порядке), к нему крепится рука, которая в равной
мере восхитительна на изгибе того и этого, затем, может быть,
какой-нибудь струнный, только не гроб с клавишами, и еще одно
божественное слово, которое отмыло бы его ото всей этой пошлятинки, в
которую я его обмакнула, – когда-нибудь я напишу, что это, когда сама
пойму, что... Так вот эта рука каким-то движением уличного раздолбая
ныряет в карман брюк. Черт знает что. Оказывается, знает такой
фразеологический оборот, как "снимать девицу"... Я пишу о том, что
видели все, кто был рядом, о том, что может заметить каждый, – я пишу о
банальном, но поэтизация не пренебрегает ничем… А поэтизирую его из этих
"всех" – только я. И как бы то ни было, маятник раскачивается – раскачивается – раскачивается... От деяний, коими мы питаем свою веру в лучшее человечества, – смесь гордыни, мужества, честности и позерства - до: в пол – туда страшно смотреть – и красные пятна по всему лицу… Смотришь: все это ужасно в своей безмерной откровенности! Коктейль "Гармония". Надо только подобрать удачно оттеняющие ужас тона. Тогда и возникнет она, гармония, – как преодоление фатума, не прощающего превышение меры. Иллюстрации с сайта: © 2010 Thinkstock. |