Мастопатия. Подробности Печать
Медицина - ЗАБОЛЕВАНИЯ МОЛОЧНЫХ ЖЕЛЕЗ
07.02.2009 11:30

altМастопатиядоброкачественное заболевание молочной железы, проявляющееся в паталогическом разрастании ее тканейпоражает восемь женщин из десяти. Возникает болезнь на фоне гормонального дисбаланса в организме женщины. Мастопатия оказывает значительное влияние на самочувствие многих женщин, а в ряде случаев приводит к возникновению грозного заболеваниярака молочной железы.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ - Маммолог

Заболевание начинается с разрастания соединительной ткани, при этом образуются мелкие просовидные узелки и тяжи. Эта форма мастопатии называется ДИФФУЗНОЙ. Основным ее проявлением является мастальгияболезненность молочной железы, которая возникает перед менструацией и стихает при ее начале, а также периодически появляющиеся шарообразные уплотнения в верхней части груди. Нередко женщины игнорируют эти симптомы, годами не обращаясь к врачу. И совершают опасную ошибку, так как именно на ранней стадии мастопатия хорошо поддается консервативному лечению. ЧИТАЙ ТАКЖЕ - Вместе против рака молочных желёз

ЧИТАЙ ТАКЖЕ - Маммология

При дальнейшем развитии болезни в ткани молочной железы образуются плотные узлы размером от горошины до грецкого ореха. Эта форма мастопатии называется УЗЛОВОЙ.
Боли в груди при этом становятся более интенсивными, могут отдавать в плечо, подмышечную впадину. Порой болезненно малейшее прикосновение к груди. Из соска возможно выделение молозива, кровянистой или прозрачной жидкости. При ощупывании груди легко определяется дольчатость или зернистость тканей. На этой стадии заболевания боль и изменения железы не исчезают с началом менструации. Тут уже медлить нельзя!

ЧИТАЙ ТАКЖЕ - Пальпация молочных желез самостоятельно

Этиология

Мастопатия — это дисгормональный гиперпластический процесс в молочной железе. По терминологии ВОЗ, это фиброзно-кистозное заболевание, которое сопровождается изменениями ткани. Ткани либо чрезвычайно быстро размножаются, либо изменения эти регрессивны. Фактически, мастопатия — это результат ненормального соотношения эпителиальной и соединительной тканей.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ - Маммолог в жизни женщины

Как правило, мастопатией заболевают детородного возрастаот 25 до 45 лет. Изредка болезнь поражает и мужчин, однако случаи эти можно назвать единичными. В США, например, в год заболевает около 850-900 мужчин.

Определяющая причина развития мастопатиинейро-гуморальный фактор. Приставка “нейро” означает, что пусковые механизмы болезни могут сработать при заболеваниях нервной системыстрессе, депрессии, неврозе. Слова “гуморальный фактор” указывают на внутреннюю среду организма, состояние которой определяется работой биологически активных веществ, например, гормонов.

Для того, чтобы понять, что такое мастопатия, нужно представлять себе   устройство молочной железы.

Менструальный цикл регулируется двумя типами репродуктивных (стероидных) гормонов, вырабатываемых яичником: с первого дня до середины цикла вырабатываются гормоны, называемые эстрогенами, а с середины цикла, когда происходит овуляциягестагены (прогестерон), уровень которых в организме достигает максимума перед менструацией. Кроме того, на молочную железу постоянно воздействуют гормоны надпочечников, щитовидной железы и гипофиза, которые находятся под контролем коры головного мозга.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ - Профилактика рака молочных желез у женщин: самоосмотр

Таким образом, в норме под действием гормонов в молочной железе совершаются ежемесячные циклические изменения в виде нагрубания перед менструацией и инволюции (обратного развития) нагрубания в постменструальный период.

Если же под воздействием каких-то неблагоприятных факторов гормональный баланс нарушается, выработка недостаточного или, напротив, чрезмерного количества гормонов провоцирует патологическое разрастание протоков, соединительной (фиброзной) и железистой тканей груди. При этом уплотнения в молочной железе, характерные для предменструального периода, сохраняются и после менструации. Часть исследователей связывает патологические изменения в тканях груди с избытком в организме женщины эстрогенов, уровень которых при неблагоприятных условиях не понижается почти до нуля к концу цикла, а остается повышенным. Причиной заболевания может быть также избыток выработки гипофизом гормона пролактина, который стимулирует развитие молочных желез, образование молока и формирует материнский инстинкт.

Роль пролактина особенно важна во время беременности, когда молочная железа готовится к лактогенезу. В этот период происходит физиологическая пролиферация (разрастание) тканей железы. Пролактин обеспечивает синтез протеинов, углеводов и липидов молока

После окончания лактации выработка пролактина снижается до базового уровня. Патологическое повышение уровня этого гормона вне беременности и лактации может явиться причиной развития мастопатии. Часто имеет место не постоянное, а так называемое латентное, скрытое повышение уровня пролактина, которое происходит обычно в ночное время или кратковременно, в связи с чем может не фиксироваться при стандартном гормональном обследовании. Такие нерегулярные всплески секреции гормона часто вызывают в молочных железах нагрубание, отек, болезненность, особенно во вторую фазу менструального цикла или непосредственно перед менструацией, а также вегетативные расстройства, мигренеподобные головные боли, отеки конечностей, боли в животе, метеоризм. Этот комплекс обозначают как предменструальный синдром. С началом менструального кровотечения все эти симптомы обычно исчезают.

Повышенная секреция пролактина является хроническим стимулятором молочных желез, фактором, обусловливающим болезненные проявления мастопатии.

Классификация

Одна из отличительных особенностей молочной железы состоит в том, что ее нормальное строение характеризуется большой вариабельностью в зависимости от возраста, состояния репродуктивной системы и периода менструального цикла. В этой связи даже врачам порой сложно отличить физиологические изменения ткани от патологических, а также определить тип патологии.

Мастопатия многолика. Фактически, можно говорить скорее о группе заболеваний — дисгормональных дисплазий молочной железы — имеющих сложную клиническую и гистологическую картину и объединенных общим термином “мастопатия”.

На сегодняшний день существует большое число классификаций дисгормональных дисплазий, каждая из которых более или менее полно отражает прогрессивные и регрессивные изменения. Если по поводу классификаций узловых образований значительных разногласий у специалистов не возникает, то в отношении диффузных форм имеются определенные сложности, не позволяющие ввести довольно широкий спектр изменений в жесткие классификационные рамки.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ - Набухание груди перед менструацией

В последние годы все большее распространение получает клинико-рентгенологическая классификация, которая подразделяет диффузную форму мастопатии на четыре следующих подвида:

* диффузная мастопатия с преобладанием кистозного компонента;
    * диффузная мастопатия с преобладанием фиброзного компонента;
    * смешанная форма диффузной мастопатии;
    * склерозирующий аденоз.

Критерием определения подвида является соотношение соединительнотканного, железистого компонентов и жировой ткани.