"Ну, никакой школы!" - снисходительно говорит Марта Эрастовна в фильме
"Гостья из будущего", глядя на то, как Алиса прыгает через забор.
Казалось бы, при чем тут школа? Но мы понимаем, что речь идет не об
общеобразовательной школе, и даже не о спортивной, а о той системе
знаний и умений, которыми владеет сама Марта Эрастовна и которые она с
удовольствием бы преподала Алисе.
Строго говоря, школа
– что живописная, что научная, что литературная, что спортивная - это
некоторая система ценностей, которую принято рассматривать под
определенным углом. Обычно в таких школах есть некое "ведущее звено",
нередко организатор или ярый поклонник этой конкретной системы
ценностей и этого угла зрения. "Есть только два мнения – мое и
неправильное" - их любимая поговорка. "Ведущее звено" поддерживается
приверженцами "заслуженных авторитетов" и "подающих надежды молодых".
Большинство людей, которые выучились в рамках этой школы, по-другому
жить просто не умеют. Но есть и неудачники – те, кому школа не подошла,
кто не осознал ее величия. Эти самые неудачники в лучшем случае
становятся "предателями" - ищут подходящую другую школу или "бунтарями"
- создают свою. И их имена становятся известными. В худшем – они не
могут реализоваться и несправедливо считают свой талант угасшим.
Представители разных школ друг
друга обычно на дух не переносят, но одни заявляют об этом прямо,
другие язвят, а третьи молча терпят. Следует учесть, что проявления
чуждой школы обычно старательно выкорчевываются преподавателями у своих
подопечных и только редкий, очень хороший педагог, заметив оригинальный
стиль ученика, может посоветовать сменить преподавателя или продолжать
в том же духе.
Для того чтобы на себе ощутить, что такое разные школы, попробуйте заняться балетом, а затем сходить на индийские танцы.
Польза школы несомненна: большая практика, техника, заданные цели,
единомышленники, поддержка, возможность сравнить себя с другими - все
это позволяет таланту проявлять себя в полной мере. При удачном
стечении обстоятельств и попадании в нужную школу даже средненькое
дарование будет выглядеть талантом.
Но кроме пользы школа может принести и вред: сломанный в угоду школы
стиль, утрата природных навыков, появление новых ошибок, замкнутость и
недоверие к окружающим, физические и душевные травмы и даже отвращение
к тому, что раньше восхищало, жгло, было целью жизни.
Многим великим, известным людям приходилось преодолевать вред, нанесенной неудачной, неподходящей школой.
Имя учителя,
многочисленные рекомендации знакомых, психологически комфортный
коллектив, замечательные ученики и работы, призы на всевозможных
конкурсах – все это ничего не значит, если школа не подходит данному
конкретному таланту.
Молодой талант уязвим. Сбить с
"пути истинного" может и учебник, и фраза "великого", оброненная
второпях, и какая-нибудь модная идея, но только неподходящая школа
вредит систематически, постоянно, а от того опасно, как маленький
червь, точит огромное дерево. Впрочем, уже развившемуся,
сформировавшемуся таланту чужая школа не повредит, а участие в разных
школах, скорее, даже принесет пользу. А преподаватели постесняются
давить на взрослого человека так же, как давили бы на зеленого юнца.
Под влиянием чужой школы произойдет пересмотр своей системы ценностей,
а угол зрения расширится. Возможно, даже появится новое, синтетическое
направление.
Как избежать вреда школы? Искать единомышленников должен сам талант. Он
найдет похожих людей и объединится с ними, и тогда есть шанс, что это
будет подходящая школа. Главное – обеспечить таланту выбор и постараться избежать влияния личных симпатий и настойчивых рекомендаций.
Не нужно бояться менять школу или учителей в рамках одного направления. Да и направление тоже можно менять.
Чем старше человек, тем проще ему отстаивать свое мнение или
отказываться от того, что ему не подходит. Но в то же время с возрастом
ухудшается способность к обучению, освоению нового. Чем старше человек,
тем проще ему найти свою школу, но тем сложнее получить от нее
максимальную пользу.