Минусы карьеры. Вред от любимой работы |
![]() |
17.09.2010 12:50 | ||
![]() Термин "burnout" ("эмоциональное сгорание") был введён в 1974 году для описания психологического состояния здоровых людей, которые находятся в тесном контакте с людьми при оказании им профессиональной помощи, сталкиваются с чужими проблемами и переживаниями, оказывают поддержку и разрешают конфликтные ситуации. Постоянная работа в эмоционально нагруженной атмосфере и невольное восприятие чужих проблем как своих приводит к тому, что специалисты длительное время испытывают повышенное эмоциональное напряжение иинтенсивно растрачивают собственные ресурсы. В результате человек истощается и "сгорает". Эмоциональное выгорание – частный случай профессиональной деформации личности. Синдрому сгорания в большей степени подвержены представители "помогающих" профессий и те, кто контактирует с "трудным" контингентом (тяжёлыми больными, маргиналами, подростками с девиантным поведением, конфликтными покупателями и т.д.). В группе риска также те, кто, во что бы то ни стало, стремится к успеху, обладает гиперответственностью, слишком сильно вовлечён в деятельность и не умеет разделять профессию и личную жизнь (к примеру, вот эти самые творческие работники). Симптомами эмоционального сгорания являются, в частности, постоянная усталость, сниженный фон настроения, повышенная тревожность, чувство вины, ощущение незавершенности дел, нарушение режима сна и бодрствования. Стоит отметить психосоматические недомогания (головные боли, неприятные ощущения в области сердца, колебания артериального давления, сбои в работе желудочно-кишечного тракта, неврологические расстройства, нарушения менструального цикла и др.), кратковременные психогенные реакции (навязчивые мысли, страхи и т.д.), изменение отношения к себе и своей профессиональной деятельности. А если человек работает с людьми (клиентами, пациентами и т.д.), то отношение к ним меняется с позитивного на негативное, начинают преобладать безразличие, раздражение, гнев, брезгливость и другие отрицательные чувства.
Что касается "служителей муз", то они
часто находятся внутри своей профессии буквально круглые сутки.
Творческие люди, в первую очередь, драматурги и артисты, так погружаются
в работу, что порой подменяют собственные чувства чувствами своих
персонажей.
Ещё два интересных феномена, связанные с влиянием профессии на личность – административный восторг и управленческая эрозия ("порча" властью). Административный восторг – своеобразное психологическое состояние, которое выражается в упоении властью и чрезмерном увлечении администрированием, что ведёт к злоупотреблению полномочиями и административному произволу. Подвержены "восторгу" руководители различных рангов. Такой "восторженный администратор" командует не только на работе, но и в других местах – дома, в гостях, магазине, транспорте и т.д. Везде он ищет "правых и виноватых", везде пытается установить "свои порядки" и "наказать виновных". Суть управленческой эрозии в том, что чем дольше руководитель занимает свою должность, тем менее эффективными становятся его решения и действия и тем больше желание властвовать. И чем выше пост и административный уровень, тем больше вероятность негативного влияния власти.
Человек получает удовольствие от власти над другими людьми, стремится доминировать любой ценой и при этом пренебрегает интересами дела, что, конечно же, совсем не способствует рациональному выполнению им управленческих функций. Также появляется желание не только сохранить, но и расширить властные полномочия. При этом удовлетворить потребность во власти удаётся редко. Властные притязания растут буквально в геометрической прогрессии. Такой эффект, по мнению специалистов, сродни алкогольной или наркотической зависимости. Поэтому не зря говорят, что власть портит людей. "Противоядие" от управленческой эрозии – ротация руководящих кадров. Если вы заметили в себе какие-либо описанные выше негативные изменения и справиться с проблемами самостоятельно не удаётся, то обратитесь за помощью к специалистам (психологу или психотерапевту). Иллюстрации с сайта: © 2010 Thinkstock. |
||
LAST_UPDATED2 |