Наш адрес: Ростовскаяобласть, г. Таганрог ул.Дзержинского, 154-6
(8634) 36 46 01
Лицензия № ЛО-61-01-001709
Кружевные воротнички. Институт благородных девиц
01.09.2009 08:43
Wikimedia Foundation
Начиная со времен Екатерины II, учредившей Институт благородных девиц –
Смольный, женское образование стало частью политики царского двора.
Покровительствовать учебным заведениям для девочек считалось почетной
традицией прекрасной половины трона. Что, несомненно, было грамотно:
царям – ежедневная политическая рутина, их женам-сестрам-матерям –
забота о будущем государства.
Педагогическую инициативу Екатерины II продолжила императрица Мария
Федоровна, жена Павла I. Она продолжала заботиться о Смольном, но этим
не ограничилась. Ее значение в деле образование российских женщин
оказалось более чем значительным.
Она брала под свое покровительство образовательные инициативы местных
обществ. Имя царицы "Мариинская" носили многие пансионы и гимназии для
девочек. Кроме высокого титула это означало еще и финансовую поддержку,
что было очень важно для родителей учениц.
Мария разработала и воплотила в жизнь целую систему, учредив для дочерей отцов всякого звания и чина особые учебные заведения.
В этом "неравенстве" был свой глубокий смысл и своя справедливость.
Девочки в процессе учебы находились среди подобных себе, среди равных –
их детство не омрачало сознание финансового превосходства чьих-то
родителей. У них был сходный жизненный кругозор и круг интересов. А
если интересы и способности выходили за рамки "своего" круга, то,
подготовившись и сдав экзамен, можно было перейти в учебное заведение
рангом выше.
В стремлении не отстать от столичных аристократов губернское дворянство
также старательно поддерживало высочайшую инициативу учреждением
гимназий и пансионов.
Такой, например, была женская гимназия в Екатеринославе, основанная в
1863 году. Коллежский советник А.Понятовский подарил гимназии свой
двухэтажный дом. В этой гимназии, кроме молодых дворянок обучались и дети
иных сословий. Например, по данным 1880 года дочери дворян составляли
меньше половины - 49% учениц. В другие годы состав колебался в пределах
3-5%.
Финансовая поддержка попечителей означала и снижение стоимости
обучения. Так, например, екатеринославцы, желающие дать образование
дочерям, имели следующие возможности:
- обязательные предметы – 30 рублей в год,
- иностранные языки – 5 рублей в год каждый (обычно учили два),
- хоровое пение, рисование или танцы – по 3 рубля в год,
- уроки музыки – 40 рублей в год.
Wikimedia Foundation
Итого, максимум, "по полной программе" - всего 89 рублей в год. В то
время как (данные на 1880-е годы) обучение ребенка в гимназии
обходилось от 120 – в провинции, до 250 – в столице - рублей в год. Для
сравнения: модные женские ботинки из цветной кожи стоили 4-5 рублей…
Что касается беднейших слоев населения, то их образование, конечно,
развивалось медленнее. И в обществе постоянно пульсировала мысль о том,
что "надо что-то делать".
Конечно, "что-то" уже делалось. Ведь в те давние времена патриотические
и гражданские чувства дам высшего света чаще всего проявлялись на стезе
народного образования. В 1812 году было основано "женское
патриотическое общество", которое занималось открытием училищ для
девочек из бедных семей.
Wikimedia Foundation
Среди его основательниц были княгини и графини с громкими фамилиями –
Репнина, Волконская, Муравьева. Была среди них и безответная юношеская любовь
Пушкина – Мария Кочубей…Общество сразу же получило гарантии своей
деятельности – ведь его взяла под свое покровительство императрица
Елизавета Алексеевна. Сеть этих школ постоянно расширялась.
Конечно, учили здесь и грамоте, и арифметике. Но большую часть времени
учили ремеслу, которым девушки могли заработать на жизнь: шитью,
кройке, вязанию, вышиванию, плетению кружева. Прислушивались к веянию
времени: в середине века стали обучать парикмахерскому делу, а на
рубеже XIX –XX веков в училищах застучали первые печатные машинки –
"ремингтоны", при них открылись курсы бухгалтеров и стенографисток.
В 1845 году на волне широкого резонанса от книги Маслова "О всенародном
распространении грамотности в России на религиозно-нравственной основе"
многие помещицы, желающие быть "в духе времени", сочли своим долгом
создать в своих имениях "элементарные" - начальные – школы. Какие-то из
них закрывались, какие-то расширялись. И пусть для кого-то из
создательниц это было только данью моде, желанием быть "не хуже
других", но эта мода была - как бы это сказать... - человечная.
Между тем количество городских гимназий росло, и их посещали более двух третей живущих в городе девочек.
Форма гимназисток состояла из классического коричневого платья длиной
10-15 сантиметров выше щиколотки, с чёрным (повседневным) или белым
(для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант.
Школьные платья были украшены кружевными отложными воротничками и
манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. В дополнение к
этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или
белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались.
Гимназистки носили соломенные шляпки. На ногах – ботинки и чулки –
черные или белые – разумеется, гладкие, не ажурные и без вышивки. Розовые чулки считались неподходящими к форме. А чулок телесного цвета тогда не было – они появились в 1920-х годах…
Wikimedia Foundation
Мне любопытно было узнать, что при каждой гимназии служил врач (а не медсестра, как в наших школах) или даже двое-трое врачей.
Обучались в гимназии семь лет, поступая туда в восьми-девятилетнем
возрасте. В восьмой класс – годичный или двухгодичный – шли те, кто
выбирал для себя педагогическую деятельность. Лучшим выпускницам
присваивалось звание домашней наставницы, остальным – домашней
учительницы.
Удивляют некоторые детали быта тогдашних гимназий. Советская
писательница Лидия Будогоская в своей "Повести о рыжей девочке"
упоминает о том, как девочка звонит из гимназии – из телефонной кабины.
Это примерно 1911-1912 годы. Крохотный городок. Далекая провинция – на
Каме. И телефон в кабинке.
Поражают два факта: технический прогресс и уважение к личности и личным разговорам. Моя дочь,
например, учится в столице, в одной из лучших школ района. У них такой
"роскоши" нет – телефон просто висит на стене. В моей школе в
Санкт-Петербурге было то же самое, причем телефон вечно не работал. А
мобильных в 1988 году не было…Моя соседка, которую тоже заинтересовала
эта деталь, сказала, что в 1970-х, когда она училась в небольшом
подмосковном городе – до столицы рукой подать, – позвонить можно было
только из кабинета директора…
Ну, конечно, при многих отличиях, было и то, что роднит наши
современные школы с теми, канувшими в Лету: неуспевающих оставляли на
второй год.