Оценка лабораторных исследований



Белая Клиника




Онлайн консультация:


Главный врач центра, врач высшей категории
Вдовин Валентин Иванович
проведет онлайн консультацию на интересующие вас темы.


Подробнее...

Контакты:
Skype (valentin200440)

Наш адрес: Ростовская область, г. Таганрог
ул.Дзержинского, 154-6
(8634) 36 46 01

ЛицензияЛО-61-01-001709

 
Кружевные воротнички. Институт благородных девиц PDF Печать E-mail
01.09.2009 08:43
280 450
Wikimedia Foundation 
Начиная со времен Екатерины II, учредившей Институт благородных девиц – Смольный, женское образование стало частью политики царского двора. Покровительствовать учебным заведениям для девочек считалось почетной традицией прекрасной половины трона. Что, несомненно, было грамотно: царям – ежедневная политическая рутина, их женам-сестрам-матерям – забота о будущем государства.

Педагогическую инициативу Екатерины II продолжила императрица Мария Федоровна, жена Павла I. Она продолжала заботиться о Смольном, но этим не ограничилась. Ее значение в деле образование российских женщин оказалось более чем значительным.

Она брала под свое покровительство образовательные инициативы местных обществ. Имя царицы "Мариинская" носили многие пансионы и гимназии для девочек. Кроме высокого титула это означало еще и финансовую поддержку, что было очень важно для родителей учениц.

Мария разработала и воплотила в жизнь целую систему, учредив для дочерей отцов всякого звания и чина особые учебные заведения.

В этом "неравенстве" был свой глубокий смысл и своя справедливость. Девочки в процессе учебы находились среди подобных себе, среди равных – их детство не омрачало сознание финансового превосходства чьих-то родителей. У них был сходный жизненный кругозор и круг интересов. А если интересы и способности выходили за рамки "своего" круга, то, подготовившись и сдав экзамен, можно было перейти в учебное заведение рангом выше.

В стремлении не отстать от столичных аристократов губернское дворянство также старательно поддерживало высочайшую инициативу учреждением гимназий и пансионов.

Такой, например, была женская гимназия в Екатеринославе, основанная в 1863 году. Коллежский советник А.Понятовский подарил гимназии свой двухэтажный дом. В этой гимназии, кроме молодых дворянок обучались и дети иных сословий. Например, по данным 1880 года дочери дворян составляли меньше половины - 49% учениц. В другие годы состав колебался в пределах 3-5%.

Финансовая поддержка попечителей означала и снижение стоимости обучения. Так, например, екатеринославцы, желающие дать образование дочерям, имели следующие возможности:
- обязательные предметы – 30 рублей в год,
- иностранные языки – 5 рублей в год каждый (обычно учили два),
- хоровое пение, рисование или танцы – по 3 рубля в год,
- уроки музыки – 40 рублей в год.

630 224
Wikimedia Foundation 

Итого, максимум, "по полной программе" - всего 89 рублей в год. В то время как (данные на 1880-е годы) обучение ребенка в гимназии обходилось от 120 – в провинции, до 250 – в столице - рублей в год. Для сравнения: модные женские ботинки из цветной кожи стоили 4-5 рублей…

Что касается беднейших слоев населения, то их образование, конечно, развивалось медленнее. И в обществе постоянно пульсировала мысль о том, что "надо что-то делать".

Конечно, "что-то" уже делалось. Ведь в те давние времена патриотические и гражданские чувства дам высшего света чаще всего проявлялись на стезе народного образования. В 1812 году было основано "женское патриотическое общество", которое занималось открытием училищ для девочек из бедных семей.


300 400
Wikimedia Foundation 
Среди его основательниц были княгини и графини с громкими фамилиями – Репнина, Волконская, Муравьева. Была среди них и безответная юношеская любовь Пушкина – Мария Кочубей…Общество сразу же получило гарантии своей деятельности – ведь его взяла под свое покровительство императрица Елизавета Алексеевна. Сеть этих школ постоянно расширялась.

Конечно, учили здесь и грамоте, и арифметике. Но большую часть времени учили ремеслу, которым девушки могли заработать на жизнь: шитью, кройке, вязанию, вышиванию, плетению кружева. Прислушивались к веянию времени: в середине века стали обучать парикмахерскому делу, а на рубеже XIX –XX веков в училищах застучали первые печатные машинки – "ремингтоны", при них открылись курсы бухгалтеров и стенографисток.

В 1845 году на волне широкого резонанса от книги Маслова "О всенародном распространении грамотности в России на религиозно-нравственной основе" многие помещицы, желающие быть "в духе времени", сочли своим долгом создать в своих имениях "элементарные" - начальные – школы. Какие-то из них закрывались, какие-то расширялись. И пусть для кого-то из создательниц это было только данью моде, желанием быть "не хуже других", но эта мода была - как бы это сказать... - человечная.

Между тем количество городских гимназий росло, и их посещали более двух третей живущих в городе девочек.

Форма гимназисток состояла из классического коричневого платья длиной 10-15 сантиметров выше щиколотки, с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Школьные платья были украшены кружевными отложными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. Гимназистки носили соломенные шляпки. На ногах – ботинки и чулки – черные или белые – разумеется, гладкие, не ажурные и без вышивки. Розовые чулки считались неподходящими к форме. А чулок телесного цвета тогда не было – они появились в 1920-х годах…

320 400
Wikimedia Foundation 
Мне любопытно было узнать, что при каждой гимназии служил врач (а не медсестра, как в наших школах) или даже двое-трое врачей.

Обучались в гимназии семь лет, поступая туда в восьми-девятилетнем возрасте. В восьмой класс – годичный или двухгодичный – шли те, кто выбирал для себя педагогическую деятельность. Лучшим выпускницам присваивалось звание домашней наставницы, остальным – домашней учительницы.

Удивляют некоторые детали быта тогдашних гимназий. Советская писательница Лидия Будогоская в своей "Повести о рыжей девочке" упоминает о том, как девочка звонит из гимназии – из телефонной кабины. Это примерно 1911-1912 годы. Крохотный городок. Далекая провинция – на Каме. И телефон в кабинке.

Поражают два факта: технический прогресс и уважение к личности и личным разговорам. Моя дочь, например, учится в столице, в одной из лучших школ района. У них такой "роскоши" нет – телефон просто висит на стене. В моей школе в Санкт-Петербурге было то же самое, причем телефон вечно не работал. А мобильных в 1988 году не было…Моя соседка, которую тоже заинтересовала эта деталь, сказала, что в 1970-х, когда она училась в небольшом подмосковном городе – до столицы рукой подать, – позвонить можно было только из кабинета директора…

Ну, конечно, при многих отличиях, было и то, что роднит наши современные школы с теми, канувшими в Лету: неуспевающих оставляли на второй год.

Иллюстрации с сайта: Wikimedia Foundation.
 

 
http://twitter.com/vvdovin

Сейчас 57 гостей онлайн
Rambler's Top100


http://www.zdorovieinfo.ru/