Ошибка
Черная и белая. Две стороны зависти Печать
26.04.2011 13:45
Однажды, когда Хинг Ши отдыхал на берегу маленького, заросшего ряскою пруда, к нему подошёл второй по значимости поэт Императора и спросил:
Учитель, скажи, почему я не могу писать такие же прекрасные стихи, как первый поэт Императора? Разве я менее талантлив? Разве я меньше прикладываю к этому усилий?
Учитель взял кувшин, зачерпнул воды, половину вылил на прекрасные цветы, растущие на берегу пруда, а половину обратно в пруд, и сказал:
— Как вода, оросившая цветы, приносят прекрасные плоды твои старания, но как вода, пролитая в пруд, напрасно питает твоя зависть и без того полную чашу.
Хинг Ши. Полная чаша зависти
 
Зависть - древнейший порок души человеческой, даже, скорее, это явление еще дочеловеческое. В разговорах о зависти частенько вспоминается библейская история братьев Каина и Авеля, но ведь была еще и другая библейская история. До начала вечной схватки добра и зла существовали ангелы, и один из ангелов позавидовал самому Богу, и впоследствии из этого ангела и получился дьявол, итак, началось все не иначе как с зависти. Потому зависть можно оправданно назвать самой настоящей дьявольщиной. Насколько опасна или полезна игра с этим явлением? И насколько значима в жизни каждого из нас зависть? И что это вообще такоезависть?

Не каждый признается в том, что он завистлив, и здесь не обязательно идет речь о попытке скрыть что-то намеренно, скорее, большинство не осознает, что довольно часто его ум захвачен завистливыми чувствами. Зависть проявляется почти незаметно, казалось бы, в незначимых мелочах, но суть от этого не меняется.

Дарят родители ребенку телефон или, скажем, велосипед, а вместо "спасибо" слышат: "А у Пети круче, модель новее, цвет лучше и т.д." А это самая настоящая зависть, между прочим, – добро чужое увидел и себе пожелал.
 

Зависть вначале обнаруживается соперничеством, а потом досадой и злобой на того, кому завидуем. Здоровое соперничество – это конечно хороший стимул, главное, помнить, что оно необходимо для вашего собственного развития. И соперник – это инструмент вашего личного тренинга, а не враг.

Существует в народе странная классификация: зависть белая и зависть черная. Я вот не совсем понимаю, что это такое – "белая зависть", это когда ты смотришь на чужую жизнь и думаешь, "везет же людям, а вот у меня…" - по мне так это та самая зависть, которая разъедает душу. Это ведь не радость за человека, а скорее, наоборот - сердце завидевшего чужое благо омрачено и опечалено.
 
Зависть - это когда успехи и благополучие другого человека воспринимаются как свое несчастье, а оказываемое другим предпочтение воспринимается как несправедливость по отношению к себе.
Жизнь насквозь пропитана завистью, зависть начинается с мелочей и проникает всюду, как и любая страсть, и если ее не остановить, то она толкает человека не только на необдуманные поступки, но и на преступления. Вспомните великое множество громких историй, вскормленных завистью, ну хотя бы Моцарта и Сальери. Зависть таланту, зависть молодости или зрелости, любви, свободе, вообще - чужой жизни. Почему-то нам всегда кажется: другому лучше и легче живется, но мы забываем, что это лишь наш субъективный взгляд, что действительность может с ним не совпадать.
 

Может показаться, что слова "разъедает душу" не совсем информативны, то есть возникает конкретный вопрос: какой лично мне вред от моей зависти? Обращая столь усердное внимание на жизнь другого, на его успехи и способности, мы все свое время и энергию направляем на этого человека, вместо того чтобы потратить их на себя самого.

Вместо развития и познания своих способностей и возможностей человек, пораженный завистью, не может уйти от желания получить то же самое, что имеет объект зависти, или переплюнуть счастливчика, получив еще больше "того же самого".

При таком подходе создать что-то принципиально новое невозможно. Можно усовершенствовать и модернизировать, а вот сделать нечто иное и заставить восхититься этим того, кому вы завидуете, не получится, хотя, скорее всего, именно этого вам и хочется! Таким образом, зависть поворачивает взор в сторону объекта зависти и уводит от себя самого, а смотреть в себя самого – гораздо эффективней.

"Если пожелаешь чужого, возненавидишь своё, потеряешь и то и другое", - говорил св. Николай Сербский. Вот в чем вред зависти. Так что если вам кажется, что желание чужого – это желание получить всё для себя, подумайте: зачем вам чужое, когда своя чаша полна и не исследована. И вам не успеть ее исследовать, если все ваше время и внимание тратятся на чужое. А главное, имейте в виду: не важно, восхваляете и идеализируете вы чью-то жизнь или критикуете и злорадствуете, потому что и то и другое – зависть, закрывающая вам доступ к собственным ресурсам.



Иллюстрации с сайта: © 2011 Thinkstock.
LAST_UPDATED2