"Стекло, превосходный нейтральный материал, его прозрачность заставляет
даже сомневаться в его реальности, оно предназначено, чтобы содержать в
себе мечту", - считает Фабьен Павья, автор книги "Чарующий мир духов".
Рассматривая старинные флаконы, и даже некоторые современные, начинаешь
понимать, что это и есть мечта, независимо от того, что внутри. Конечно,
невзрачные керамические горшочки древности не могли поразить
воображение, зато склянки, полученные в процессе выдувания стекла
сирийцами, привлекали внимание эстетов. Мастера были в вечном поиске
новых элементов, благодаря которым стекло приобретало все большую
чистоту. Например, славе знаменитых муранских стеклодувов
поспособствовала зола водорослей, которую следовало добавлять для
идеальной прозрачности. Производство стекла, в том числе и
парфюмерного, считалось занятием настолько элитарным, что, к примеру, во
Франции это разрешалось делать только дворянам.
"В красивом флаконе плохих духов быть не может! - считает дизайнер Наталья Ревуцкая. -
Насколько хорош флакон - понять просто: если у тебя кончились духи, и
пустая емкость выглядит неинтересной - такой экземпляр оставлять не
хочется, да и не нужно. Он внимания не заслуживает, потому что просто не
дотягивает до такого предмета, который способен украсить жизнь. Ты его
подержишь, подержишь, да и выбросишь в конце концов. А вот такой
экземпляр, как от Лалика, - это настоящее произведение искусства. И не
очень важно, есть в нем духи или нет. И отношение к нему должно быть как
к самостоятельному, эстетически весомому предмету, а не как к упаковке.
Ты его берешь, долго разглядываешь, любуешься, а только потом
замечаешь, что у него есть и практическое предназначение. Оказывается, в
него можно наливать парфюмерную жидкость!"
Откуда такая страсть к парфюмерному стеклу - понятно. Дедушка Натальи
Ревуцкой был химиком, который не только первый в России выпустил
искусственный жемчуг, но и в 20-е годы XX века открыл в центре Москвы
парфюмерный магазин. Духи
привозились, разумеется, из Франции, с тех пор осталось несколько
флаконов. Сначала они служили предметом любования, а потом талантливая
внучка начала ходить по блошиным рынкам и разыскивать другие старинные
экземпляры. Некоторые были без крышек, для таких Наталья подбирала
"макушечки", другие оказывались со сколами, которые умело обтачивались, с
третьих приходилось с помощью специальных инструментов снимать насмерть
прикрепленный пульверизатор.
Все эти емкости, не имеющие никакой
ценности, с точки зрения обычного человека, декорировались стразами,
старинным кружевом, бусинами и превращались в такие интересные предметы,
что не теряются даже в самом продуманном и эстетском интерьере.
Каждый флакон, побывавший в руках дизайнера Ревуцкой, превращается в
образ: то в красавицу времен модерна, то в знаменитую современную
художницу Катю Медведеву, а то в абстрактные "Эротические фантазии".
Дизайнер Лада Азарх рассматривает емкости для духов, впрочем, как и
двери, столы, лампы, шкатулки, дома, - как интересную (или неинтересную)
основу для декорирования. Я всегда поражалась, с какой удивительной
легкостью Лада придает самому простому предмету неповторимый шик.
"Винтажный текстиль, уцелевшие чудом еще со времен фрейлины последней
российской императрицы бусины, кусочки норки и каракуля - все эти такие
разные элементы могут стать гармоничной частью единой композиции, -
уверена Лада. - Мне давно хотелось "одеть" именно такой вытянутый
флакон. Его вполне современная форма выглядит совсем иначе в сочетании с
очень старым черным кружевом, которое, вероятно, было свидетелем
интересных любовных историй. Когда я его обнаружила на блошином рынке,
оно выглядело настолько ветхим, что, казалось, его насыщенная событиями
жизнь подошла к концу. Но оказалось - это еще не все, если сочетать
винтажное черное кружево с белым и золотым, добавить немного синего,
получается вещица с таинственным прошлым. Для сравнения: емкость для
сезонного аромата нередко теряет привлекательность, как только
появляется новая версия парфюма. Декорированный же флакон может не
только украсить туалетный столик, но и стать экспонатом необычной
коллекции".
Традиция украшать парфюмерные флаконы вышивкой идет со времен рококо.
"Это делалось очень просто: изготавливали вставку-медальон, внутрь
монтировалась вышивка, а затем готовая деталь крепилась на флакон, -
рассказывает автор вышивок в технике petit point Юлия Макеева. - Правда,
стеклом ее, как правило, не закрывали, поэтому многое, что сохранилось с
того времени, выглядит довольно потрепанным. Иногда вышитая деталь
вставлялась в ажурную золотую или серебряную оплетку флакона. Темой
вышивки обычно были цветы - как правило, розы. Вышивали разными нитками,
но всегда в одной технике - petit point ("маленькая точка"). Только
таким способом можно вышить картинку, подходящую по масштабам для такого
небольшого предмета, как емкость для духов. Сейчас тоже производятся
флаконы аналогично тем, что были в XIX веке: такой же формы, такого же
размера, по сохранившимся эскизам. Приставные медальончики вышивают по
оригинальным рисункам того времени. Раньше это были предметы роскоши,
подобными экземплярами владели самые знаменитые красавицы разных времен:маркиз Помпадур, императрица Франции Мария-Антуанетта, самая любимая императрица австрийцев - Сиси".
Я тоже внесла свой вклад в декорирование парфюмерных сосудов: поместила
вышивку Юлии Макеевой внутрь флакона-подвески. Теперь это мое самое
любимое украшение, к которому прилагается свой личный маленький рассказ.
Ольга Музыкина, Юлия Макеева, Фото авторов
Иллюстрации с сайта:
www.flakoni.ru.
|