Маскировочная окраска прочно вошла в моду в живой природе задолго до появления на земле человека. Ведь для животных удачно спрятаться значит избежать смерти – голодной или от зубов хищника. Людям от
природы не досталось защитной окраски, и пришлось им "раздевать" удачно
окрашенных животных и покрывать свои лица и тела татуировкой или боевой
раскраской, которая далеко не всегда ставила целью устрашить противника -
скорее, спрятать владельца. И прошло много тысячелетий, прежде чем
люди, научившиеся сами пользоваться защитной расцветкой, дали этому
безумному сочетанию разноцветных пятен и полос название "камуфляж".
До начала ХХ века в цивилизованных странах по непонятным причинам было
модно воевать в яркой, заметной одежде. Все эти алые, синие и
ядовито-зеленые плащи и мундиры служили отличной мишенью для неприятеля,
которые, впрочем, сами обычно были одеты не лучше. И пока русский
Иван-царевич мог только мечтать о волшебной шапке-невидимке, на другой
стороне земли индейцы ассинибойны и арапахо успешно сливались с
окружающей средой, раскрашивая свои тела и лица черными и зелеными
значками и полосами.
Военные мундиры оставались яркими, а потери в войнах - большими даже тогда, когда
ученые, девятнадцатого века, например Чарльз Дарвин и Эдвард Поултон,
уже вовсю рассуждали о значении покровительственной окраски животных.
Известные художники, например, Пикассо, предлагали одеть военных "как
арлекинов", чтобы разделить силуэт солдат и сделать их невидимыми.
Очевидно, военным нужны были не пространные обсуждения, а наглядная
агитация. Ей стала детская книжка-головоломка художника Эббота Тейера,
вышедшая в 1909 году, где он предлагал ребятам найти животных среди
переплетения трав и листьев. В сопровождении к картинкам Тейер описал
защитные свойства разных цветов и их сочетаний. Например, что обращенные
к свету участки тела животных – темнее окрашены, чем скрытые от него.
Уже не новое к тому времени утверждение тем не менее в США получило
название "закона Тейера", потому что книжка произвела неизгладимое
впечатление на военных в Пентагоне.
Иллюстрации книжки были практически
один к одному использованы для создания маскировочных сетей для укрытия
военной техники, маскировки строений и создания обмундирования для
солдат.
Попытки художника отсудить хотя бы немного денег за использование его рисунков в целях улучшения обороны ни к чему не привели.
На тропу войны современный камуфляж вышел во время Второй мировой – и до сих пор пользуется заслуженной популярностью у военных.
Удобство одежды камуфляжной расцветки оценили охотники, лесники,
биологи, геологи и прочие люди полевых специальностей. Дешево,
практично, немарко и глаз не мозолит. Неофиты, студенты полевых
специальностей, обычно стараются "перекамуфлироваться" - обрядиться в
камуфляж полностью и потом сами страдают от этого – теряя в траве
рюкзаки, бинокли и резиновые сапоги камуфляжной расцветки и плутая в
трех метрах от пятнистой палатки.
В мирные города камуфляж вывел протест во время 1960 года – когда
молодые люди и подростки носили подобие расхлябанной военной формы, в
знак протеста против войны во Вьетнаме.
Второй всплеск интереса к камуфляжу среди городских жителей произошел
через двадцать лет – его спровоцировала война в Афганистане. Особенно
заметной мода оказалась в России, поскольку возможность достать военную
форму успешно сочеталась с дефицитом одежды вообще. Солдаты приезжали на
побывку домой, а мальчишки во все времена подражали настоящим мужчинам и
требовали от родителей одежду с камуфляжным принтом.
В женскую моду камуфляж пришел благодаря фильму "Солдат Джейн", вышедший
на экраны в 1997 году. Вместе с камуфляжным принтом в дамской одежде
фильм спровоцировал моду
на тяжелые женские ботинки, типа армейские, и стрижку "под новобранца".
Впрочем, та камуфляжная модная одежда выглядела – "как с мужского
плеча" – была грубоватой, безразмерной и мешковатой. Она удачно скрывала
как недостатки, так и достоинства женской фигуры, а потому продержалась
на гребне волны относительно недолго.
© 2010 Thinkstock
|
Но в 2003 году певица Мадонна выпустила клип American Life, посвященный
протесту против войны в Ираке, где костюмчик камуфляжной расцветки с
большим декольте очень туго обтягивал тело поп-звезды. Не знаю,
насколько клип способствовал основной цели, но он показал, что вещи с
агрессивным военным принтом могут быть женственными и сексуальными, что
вызвало всплеск моды на одежду камуфляжной расцветки: обтягивающие
костюмчики, платья, мини-юбки и купальники.
Оценили достоинства нового принта и
модельеры. "По горячим следам" были созданы коллекции с использованием
камуфляжной расцветки Джоном Гальяно, Анной Сюи, Кензо, Диором и
другими.
Кроме стандартной зелено-буро-серой гаммы в настоящее время для модного камуфляжа используется практически вся палитра.
Вот так новый принт вошел в нашу жизнь.
Иллюстрации с сайта:
© 2010 Thinkstock.
|