Неделя высокой моды в Париже: заслуженные мэтры и молодая кровь. По единодушному мнению критики, Неделя высокой моды в Париже,
завершившаяся 27 января, оказалась самой креативной за последние годы.
Она даже вселила энтузиазм в тех, кто давно предрекает искусству haute
couture скорую гибель. В этом году Синдикат высокой моды пригласил к
участию трех молодых французских дизайнеров – Александра Вотье, Максима
Симоенса и Жюльена Фурньe. Их коллекции дополнили шоу заслуженных домов
моды, которые можно было пересчитать по пальцам.
После окончания Второй мировой в Синдикат входило 106 модных домов, а
уже в начале 1990-х таких кутюрье было чуть больше 20. С тех пор многие
дома из «золотого фонда» французской моды – Balenciaga, Lanvin, Nina
Ricci, Yves Saint Laurent, Balmain – предпочли сконцентрироваться на
производстве люксового pret-a-porter, аксессуаров и парфюмерии,
приносящих баснословные доходы. По старым правилам высокой моды
продолжают играть либо бесспорные гиганты вроде Chanel и Christian Dior,
либо преданные фанаты, отстаивающие свой престиж и искусство haute
couture.
Незыблемыми правилами «высокого пошива» по-прежнему являются ручная
работа в ателье модного дома, ювелирная отделка, использование самых
дорогих материалов и самых передовых идей, которые предвосхищают мировые
тенденции на несколько лет вперед. Таких дизайнеров в этом году
оказалось всего 11, а программа Недели уложилась в три дня.
Заслуженных домов Франции в этом году было всего четыре: Dior,
Chanel, Jean Paul Gaultier и Givenchy. Открыл Неделю Джон Гальяно – на
показе в Музее Родена он показал классический Dior послевоенных лет.
Широкие пояса, аристократические атласные перчатки выше локтя, ткани
деграде, четко очерченные бедра и напомаженные букли – все напоминало об
эпохе New Look. Сам Гальяно удивил гостей новым образом, представ перед
ними с черным каре с челкой, в шинели и брюках с лампасами.
Непотопляемый Карл Лагерфельд приготовил для Chanel «девчачью»
коллекцию – нежную, романтичную и воздушную. Она выдержана в пастельных
тонах: розовых, голубых, лиловых и белых. Модели Chanel напоминали
элегантных девочек-подростков: они дефилировали в лаковых балетках с
острыми носами, трапециевидных платьях с низкой талией, полупрозрачных
туниках и двубортных пальто. Среди украшений – атласные банты на платьях
и пайетки. На голове – волосы, собранные в пучок. Именно так скоро
будут выглядеть светские девушки.
Как всегда, шоу Жана-Поля Готье стало самым ярким и хулиганским
моментом Недели. Он остался верен себе и снова соединил несочетаемое –
на этот раз панк и французский канкан. Модели с ирокезами вместо
причесок и пронумерованными карточками в руках шли в тишине, которая
прерывалась только аплодисментами. Записанный голос Катрин Денев по
старинке детально комментировал модели: корсеты из черного кружева,
неоново-розовый атласный плащ, комбинезон в полоску, колготки в крупную
сетку, платье с воланами и т.д. Главная кинодива Франции, кстати, сидела
в первом ряду, рядом с Педро Альмодоваром.
Рикардо Тиши обошелся без дефиле, показав коллекцию Givenchy только
избранным в особняке на площади Вандом. Безукоризненно выполненные
вечерние платья были вдохновлены одновременно японским искусством и
скандинавскими викингами. Струящиеся наряды из белого шифона и
страусиных перьев, украшенные вышивкой и стразами, вместе со шлемами
викингов имели поистине королевский вид. Зрелище целиком напоминало
презентацию посмертной коллекции Александра МакКуина в Париже в прошлом
году.
Помимо французов в Неделе haute couture приняли участие два
итальянских дома – Valentino и Armani, и два ливанских – Elie Saab и
Rabih Kayrouz. Дизайнерский дуэт Пьера Паоло Пиччоли и Марии Грации
Кьюри для Valentino снова соблюли все традиции дома, но привнесли в
коллекцию что-то свое – они завоевали модных критиков невесомыми
волнистыми платьями из шифона пастельных и бежевых оттенков. Armani
показал футуристическую коллекцию, а Эли Сааб поразил вечерними
платьями, как будто созданными для сияния на красной дорожке.
Отдельно стоит сказать о новичках Парижской недели, омолодивших haute
couture. Кажется, они поставили себе целью сломать модные и
общественные клише и не прогадали. Например, Жюльен Фурнье вывел на
подиум исключительно чернокожих моделей, решив покончить с гегемонией
белых в моде. Дизайнер уверен, что в скором времени большая часть
населения будет метисами, и не понимает, почему сегодня, например, в
рекламе парфюма эксплуатируются только белокожие девушки. На его показе
чернокожие красотки с африканскими кудрями весело общались друг с
другом, заигрывали с публикой и представляли жизнерадостную одежду самых
ярких цветов: фуксии, оранжевого, ярко-зеленого, бирюзового.
Интересно, что модные дома создают коллекции haute couture вовсе не ради
прибыли, а скорее из желания заявить о себе как о самом качественном,
престижном и передовом игроке в иерархии мировой моды. «Высокий пошив»
давно перестал быть рентабельным, количество постоянных клиенток haute
couture во всем мире не превышает 100 человек. Позволить себе вечернее
платье, сделанное на заказ в единственном экземпляре, могут только
королевские особы, жены миллиардеров или мировые знаменитости. Даже у
молодого дизайнера цены на одежду haute couture начинаются от 15 тыс.
евро, а в знаменитом доме моды – от 40 тыс. Свадебное платье стоит от
100 тыс. евро, но если к нему приложил руку дизайнер первой величины, то
стоимость сразу увеличивается в несколько раз… Такие клиентки, как
правило, избегают публичности и не посещают дефиле, предпочитая получать
фотоотчеты по почте. Но сколько в мире девушек, которые мечтают хотя бы
раз в жизни прикоснуться к роскошному миру haute couture…
|