Опухоли гипофиза. Печать
Медицина - ЭНДОКРИНОЛОГИЯ
14.03.2009 13:33

Учитывая особенности строения гипофиза, имеющего переднюю (аденогипофиз) и заднюю (нейрогипофиз) доли, формирующиеся из различных зародышевых листков в процессе развития эмбриона, опухоли гипофиза соответственно разделяют на опухоли эпителиального ряда (аденомы и аденокарциномы) и опухоли задней доли – глиомы и зернистоклеточные опухоли воронки («хористомы», инфундибуломы).

Аденомы гипофиза – наиболее распространенные и часто встречающиеся.

Если пытаться охарактеризовать аденому гипофиза кратко, это доброкачественная опухоль, образовавшаяся в самом центре головы.

Само понятие "аденома гипофиза" собирательное и включает в себя целую группу опухолей, вызывающих различные по проявлению заболевания.

Как и все опухоли, аденомы гипофиза разделяют по размерам, направлению роста, гистологическим особенностям и дополнительно - по гормональной активности.

Небольшие опухоли обычно расположены в пределах турецкого седла и называются эндоселлярными.

Опухоли размером более 1 см считают макроаденомами, обычно они выходят за пределы турецкого седла – экстраселлярно.

В зависимости от гормональной активности, то есть от того какой гормон вырабатывает ткань опухоли, все аденомы разделяют на:

Гормонально неактивные – когда опухоль не вырабатывает никаких гормонов, и соответственно не вызывают развития каких либо изменений эндокринного статуса пациента.

Пролактин-секретирующие (пролактиномы). Ткань опухоли вырабатывает гормон – Пролактин, и как следствие этого у пациента в зависимости от его пола развивается соответствующая клиника. У женщин - нарушение менструального цикла (дисменорея и аменорея), появление лактореи (выделение из грудных желез).

У мужчин – снижение потенции и либидо, развитие в ряде случаев гинекомастии.

СТГ – секретирующие (соматотропиномы).  Основное проявление заболевания – развитие акромегалии обусловлено повышенной секрецией гормона роста, соматотрпина. Основными внешними проявлениями болезни являются постепенное изменение черт лица, увеличение в размерах носа, языка, губ, ушей, подбородка, кистей и стоп. Патологические изменения претерпевают и внутренние органы, особенно страдает сердечно-сосудистая и дыхательная системы. У части пациентов можно обнаружить повышение уровня сахара в крови. Часто сами пациенты длительно не замечают происходящие с ними изменения и диагноз устанавливается "случайно".

АКТГ – секртетирующие (кортикотропиномы):  Болезнь Иценко-Кушинга, причиной развития которой является кортикотропинома, тяжелое и трудно поддающееся лечению заболевание. Типичными проявлениями заболевания являются стойкая артериальная гипертензия, ожирение с характерным отложением жировой ткани в области лица и шеи  и с формированием стрий ("растяжек" на коже бедер, плеч, живота). Повышение уровня сахара в крови часто сопутствует описанной картине болезни.

К более редким вариантам относят: ТТГ – секретирующие (тиреотропиномы) и Гонадотропиномы.

Диагностика аденом гипофиза включает в себя:

* Консультации эндокринолога и нейроофтальмолога,

* Исследование гормонов крови,

* Рентгеновский снимок турецкого седла,

* Магнито-резонансную томографию выполненную на томографе современного поколения. Как вариант – возможно выполнение компьютерной томографии.

Способы лечения аденом гипофиза.

Операция – не единственный способ лечения аденом гипофиза.

Медикаментозное лечение – лечение препаратами, уменьшающими действие гормонов, вырабатывающихся опухолью.  В настоящее время можно выделить две основные группы препаратов: агонисты Дофамина (Парлодел, Достинекс, Бромкриптин, Абергин) и аналоги соматостатина (Сандостатин, Соматулин). Первая группа препаратов, в основном, применяется для снижения уровня Пролактина, а вторая в лечении Соматотропином.

Применение указанных препаратов, во-первых, эффективно не у всех пациентов, во-вторых, подразумевает длительное лечение (фактически пожизненный прием препаратов), в-третьих, нецелесообразно в случаях, когда размер опухоли достаточно велик. Чаще всего лечение препаратами используется на этапах подготовки к операции и в послеоперационном периоде.

Радиологическое лечение, иначе говоря, лучевая терапия, в настоящее время применяется не так часто и в основном после удаления большей части опухоли. В силу особенностей воздействия рентгеновского излучения на ткань мозга подобное лечение подразумевает определенный процент довольно тяжелых осложнений. Более современные методики облучения – стереотаксические - позволяют минимизировать риск осложнений и достаточно эффективны, но имеют существенные ограничения по размерам облучаемых опухолей.

Хирургическое лечение. В зависимости от особенностей роста опухоли ее удаление возможно двумя вариантами: трансназально (через носовой ход) и транскраниально (с трепанацией черепа).

В настоящее время удаление аденом гипофиза, независимо от варианта операции, минимально травматично и в большинстве случаев существенно не ухудшает состояние больного. Как и при других хирургических вмешательствах, при удалении аденом гипофиза есть определенный риск развития различных по тяжести и опасности для жизни пациента осложнений.

В нашем отделении есть возможность проведения всех вариантов операций по поводу аденом гипофиза - транскраниальных (с трепанацией черепа) и трансназальных (без и с применением эндоскопической техники).  Это позволяет предлагать пациентам тот вариант операции, который больше подходит в данном конкретном случае. В среднем за год в нашем отделении по поводу аденом гипофиза выполняется более 250 операций.

Больше информации Вы можете найти в монографии созданной под редакцией профессора Кадашева Б.А. "Аденомы гипофиза: клиника, диагностика, лечение"